Воспитательная система – это целостно-социальный процесс, производящий функционирование в условиях, при которых происходит взаимодействие главных компонентов воспитания (субъект, цель, содержание, способы действия) и имеющий такие интегративные характеристики, как образ жизненной деятельности коллектива, психологический климат.
Воспитание личности происходит с оказанием на него влияния некоторых факторов, таких как: период воспитания, период созревания организма, период социализации личности. Именно поэтому образование должно содержать в себе то, что будет соответствовать определённым требованиям, таким как: целенаправленность и целесообразность, деятельность, направленная на развитие личности контролируется органами управления, образование и воспитание не ограничивается внеклассной деятельностью, а включает в себя еще и обучение во внешкольное время. Из чего можно сделать вывод о том, что наиболее эффективное воспитание происходит в рамках педагогической системы. При использовании системного подхода в процессах воспитания, привело к созданию воспитательной системы в определенной школе.
Актуальность и значимость создания воспитательной системы, можно подчеркнуть следующими фактами:
Воспитательная система в своем диапазоне функций, осуществляет влияние на создание и личность каждого ребенка, который находится в образовательной структуре того или иного образовательного учреждения. Из этого следует, что значимость воспитательной системы ставится на один уровень с семейным воспитанием. Два этих компонента должны действовать сообща, имея представление о происходящем внутри каждой системы. Это поможет более эффективно развить личность ребенка, без потери важных моментов развития.
Следует выделить несколько основных признаков, присущих воспитательной системе:
Когда в школе существует воспитательная система, это становится заметным, по внешним признакам. Ведь в школе, школьный коллектив является постоянным объектом внимания, они представлены как объеденное сообщество детей и взрослых, имеющих общие цели, деятельность, отношения и сотрудничество, что является их связующим звеном.
Происходит усиление внимания коллектива, относительно каждой личности. Осуществляется активная интеграция познавательно-учебной и внеурочной образовательно-воспитательной активности. Основное внимание взрослых и детей фокусируется на методах самовоспитания, саморазвития, самооценки. Формируется процесс, результатом которого становятся накопленные традиции, которые впоследствии будут переданы от одного поколения, следующему. У педагогов укрепляется ценность творчества и интерес к наукам.
Опираясь на признаки, определяющие эффективную воспитательную систему, можно сделать вывод, что она находится на государственном уровне значимости. На основе детальности и проработанности существующей образовательно-воспитательной системы, произойдет формирование следующего государства, и от внутренних процессов зависит эффективность и направленность государства будущей России.
Можно выделить следующие признаки, присущие гуманистической воспитательной системе:
Использование гуманистических начал в формировании воспитательной системы, оказывает благоприятный эффект на процесс формирования личностных качеств ребенка. Благодаря этому, у ребенка будет преобладать в ценностном понимании, значение чести, правды, человеколюбия.