Мониторинг в образовании – это процесс постоянного наблюдения за определённой деятельностью направленный на выявление соответствия требованиям обозначенными в целях и задачах.
Мониторинг в воспитательной системе ограничивается определённым целями изучения и анализа воспитательной деятельности. В широком смысле мониторинг понимается как процесс систематического наблюдения за ситуациями в воспитании детей для дальнейшего изучения, прогнозирования, развития благоприятных процессов и предотвращать негативные.
Процесс мониторинга в образовательном учреждении организует заместитель директора, его главной задачей является создание воспитательной системы, управление и её дальнейшее развитие. Подобное управление включает в себя исследование действующей системы, изучение полученных результатов воспитательной деятельности.
Важным моментом при проведении мониторинга является выбор методик диагностирования и показателей, способных объективно и достоверно отразить состояние педагогического процесса. Основой показателей методики диагностики является:
Мониторинг должен иметь четкие сроки проведения, оговоренный состав участников, список критериев по которым он будет осуществляться. Это позволит избежать упущений, произвести более детальный и глубокий анализ. Спроецировать возможные сценарии развития воспитательной системы учитывая индивидуальности образовательной системы.
В рамках проведения мониторинга производится сбор, обработка и хранение имеющийся информации, объективно-комплексный анализ. По итогу проведенного мониторинга составляются рекомендации. Актуальная коррекция и улучшение качества учебно-воспитательной деятельности формируется на результатах исследовательской работы.
Мониторинг воспитательной системы производится через осуществление следующих процессов:
Все описанные процессы могут трансформироваться в зависимости от особенностей образовательного учреждения. Главной целью мониторинга должно быть отображение реального положения достижений утвержденных целей.
Под задачами мониторинга понимается следующее:
Процесс мониторинга включается в себя анализ следующих предметов: особенности интеллектуальной активности у воспитанников, эмоциональных ориентиров и индивидуально-личностных характеристик, уровень развитости классного коллектива, созданной в нем атмосферы взаимоотношения, стиль общения педагогов и ведения классной работы, качество взаимоотношений между школой и родителями.
Мониторинг по своей структуре является механизмом включающим в себя людей из смежных с воспитанием наук, определенные задачи и цели, инструменты проведения мониторинга и реализации улучшений выявленных в процессе проверки.
Вся полученная информация обсуждается на педагогических советах, в личных беседах с педагогами. Мониторинг педагогической деятельности благоприятно воздействует на мотивационные аспекты учителей, с подвигая их на постоянное совершенствование профессиональной квалификации.
Механизм мониторинга воспитательной системы используется также для анализа родителей с точки зрения педагогики. С ними проводятся консультации, на темы взаимоотношения между педагогами и воспитанниками. Родителем даются рекомендации по занятиям в родительских мастерских, после которых они смогут более эффективно организовывать семейный досуг.
Эффективность мониторинга зависит от степени проработки схемы взаимодействия с воспитательной системой образовательной системы. При рассмотрении необходимо учитывать индивидуальность воспитательного процесса, имеющуюся структуру взаимодействия между педагогами и учениками, взаимодействием с родителями.
Мониторинг помогает также следить за развитием конкретных личностей, развитием их индивидуальностей. Для наиболее благоприятного воздействия на воспитанника необходимо создать специальную среду в которой будет возможность применить инструменты для мониторинга. Это поможет спрогнозировать дальнейшее развитие ученика, дополнить общую систему воспитания нововведениями для дальнейшей адаптации их в общую систему образования всех учеников.
Мониторинговый анализ осуществляет действия направленные на выявление внутренних особенностей образовательных учреждений выбранных для этого. Он помогает сформулировать актуальные данные касающиеся состояния образовательной системы опираясь на мониторинговые показатели нескольких учебно-воспитательных учреждений. На базе этих показателей будут прорабатываться инновационные модели воспитания.