Основной деятельностью начальной школы является учение которое открывает для детей новые обязанности, меняет устои жизни. Взрослые и дети взаимодействуют реализуя образовательную программу.
В первые два класса педагоги прививают детям понимание природы как общего дома для всего человечества. Начиная с третьего класса детям объясняют, что если они несут окружающим свои мысли, доброту, любовь через свои поступки, значит они живут по нравственно-культурным порядкам.
В старших классах основной деятельностью является культурно-творческая которое влияет на интеграцию учебной, внеурочной и дополнительной работы, благоприятно влияет на развитие личности воспитанников, развивает стремление к самовоспитанию. Ученик проявляют большой интерес к внеклассным занятиям, мероприятиям в которых они могут высказать своё мнение, поучаствовать в дискуссиях в ходе которых можно отстоять свою точку зрения. Участие в разнообразных общественных мероприятиях, субботниках, традиционных праздниках считается одним из главных способов воспитания и самоорганизации детей в школе.
Дети обучающиеся в 5-6 классах формируют представления о человеке с точки зрения его субъектной формы являющейся наивысшей ценностью на Земле, и о семье как основе человеческого развития и воспитания. Параллельно с этим происходит формирование представления о школьной жизни, культурных аспектах человеческой жизнедеятельности.
Ученики 7-8 классов обогащаются навыками ценностных отношений к социальным стандартам человеческого быта. Они начинают задумываться о том как жить взаимодействую с людьми, достичь успешности жизни. Параллельно этому происходит формирование отношения к трудовой деятельности, к себе и окружающим, создается эстетический вкус.
Воспитанники 9 классов и старше продолжают развивать в себе ценностные отношения к человеческой жизнедеятельности, формировать активную жизненную позицию, повышать уровень личностных качеств как гражданина своей Родины опираясь на определённые отношения к действиям окружающего мира.
Содержание воспитательной системы и виды организации создаются на основе понятий направляющих воспитание на формирование в воспитанниках социальной, активной, нравственно-образованной и физически развитой личности в условиях изменения общественной жизни.
Под этими понятиями понимаются следующие:
Понятия входящие в механизм функционирования воспитательной системы формируют структуру дальнейшей личности ребенка. Поэтому следует уделять отдельное внимание наличию аспектов в понятиях, анализировать их воздействие на действующий и конечный результат. Необходимость сочетать понятия между собой обозначается самой индивидуальностью личностью ребенка.
Для того чтобы начать создание механизма воспитательной системы необходимо совершить анализ следующих ситуаций имеющихся в школе:
Анализ с целью выявления информации можно осуществить через наблюдения, индивидуальные беседы с каждым участником воспитательного процесса, анкетирование, изучение документации образовательного учреждения, создание особенных ситуаций. Основывая изучение на начальном состоянии объекта, требуется провести анализ в ходе которого следует сформулировать проблемы отражающие жизнедеятельность школы на действующем этапе, обозначить тенденции развития её воспитательной системы.
Для реализации учебно-воспитательного механизма способного эффективно внедриться в воспитательную систему отдельного образовательного учреждения, следует рассматривать его как особенную человеческую среду, в которой происходят взаимоотношения между различными объектами и субъектами воспитательной деятельности. Это поможет выявить те общепринятые качества воспитательного механизма, на которых возможно построить индивидуальную концепцию учитывая имеющиеся у образовательного учреждения воспитательные направленности.