Критерии эффективности воспитательной системы


Критерии эффективности воспитательной системы

Основные цели воспитательной системы

Основными целями воспитательной системы являются процессы оптимизации её функционирования. Оптимизация может отражаться через следующие факторы:

  • Моделирование действующей воспитательной системы.
  • Реализация коллективно-творческой деятельности воспитанников и взрослых.
  • Направлять деятельность воспитанников, педагогического состава на общечеловеческие ценностные ориентиры, корректировать возникающие в этих процессах отношения.
  • Рационально использовать воспитательный потенциал окружающего социального и природного фактора, это является важной составляющей в процессе оздоровления и отдыха воспитанников.

В воспитательную систему необходимо вставлять компонент диагностики результатов, связанно это с ситуациями когда отсутствует достоверная, подвергнутая детальному анализу информации о формировании личности ученика, создании детского коллектива, состоянии и полученных результатов воспитательной системы.

Замечание 1

Создавая диагностические и аналитические инструменты, педагоги опираются на обозначение эффективности как действенность, результативность в осуществлении целей воспитательного процесса. Эффективность воспитательной системы измеряется критериями и относящимися к ним показателями. Целевыми ориентирами деятельности воспитательной системы являются процессы направленные на развитие личности ребенка, именно поэтому основными критериями и показателями обозначаются воспитанность учащихся или развитие основных личностных потенциалов воспитанников, нравственных и интеллектуальных умений.

Критерии эффективности воспитательной системы

Опираясь на выбранные критерии и показатели подбираются или формируются методики диагностики, с помощью которых возможно получить верную информацию о разнообразных сторонах изучаемого объекта. Как правило используют следующие методики:

  • Педагогические;
  • Социологические;
  • Психологические.

Эти методики позволяют более объективно и обстоятельно изучить эффективность воспитательной системы.

Для того чтобы проверить уровень готовности воспитательной системы, требуется использовать два групповых фактора оценки: критерий факта, критерий качества.

Критерий факта включает в себя несколько показателей таких как: наличие порядка в жизнедеятельности школы, соответствие объема, содержания и характера воспитательной деятельности возможностям и условиям конкретно выбранного образовательного учреждения. Имеет сложившийся единый школьный коллектив, происходят процессы интеграции воспитательных процессов и концентрация усилий педагогов.

Критерий качества формируется из нескольких показателей, таких как: уровень приближенности воспитательной системы к поставленным целям и задачам, осуществление педагогических концепций, принципов и идей, которые лежат в основе воспитательной деятельности.

Замечание 2

Критерии эффективности школьной работы характеризуют собой основные значения, обозначающиеся как определение основных направлений повышения профессионального мастерства педагогов на основе комплекса анализов и оценки результатов воспитательной системы. С помощью критериев возможно разрешить внутренние задачи руководства образовательного учреждения, осуществить самоанализ и самооценку деятельности, также критерии являются ориентиром планирования учебного процесса.

Основные критерии можно обозначить как: отношения в школе, самочувствие ребенка в классе, степень воспитанности, коллектив нацеленный на воспитание, творческое объединение детского и взрослого поколения, наполненность деятельности, эмоциональная достаточность, уровень подготовки к жизни, открытость школы, системность школы.

Обозначенные критерии качества воспитательной системы являются общими и могут быть преобразованы под конкретную воспитательную систему образовательного учреждения.

Качественные критерии эффективность воспитательной системы

Качественными критериями эффективности воспитательного процесса можно обозначить верную постановку целей и задач во взаимодействии с воспитанниками, родителями, педагогическим составом и существующей в данных условиях общественностью. Эффективность также отображается через определение методов и содержания воспитания, анализ потраченного времени и педагогических сил, количество потраченного времени на обучение каждым воспитанником.

К качественным критериям можно отнести следующие:

  • Общий образ образовательного учреждения в глазах педагогического состава, учащегося и родительского;
  • Идеальный образ выпускника образовательного учреждения с точки зрения воспитательной системы;
  • Сложившаяся психологическая атмосфера, общее самочувствие детей и педагогов в школе;
  • Реакция на проблемные ситуации происходящие в стенах образовательного учреждения;
  • Качество взаимоотношений между разнообразными субъектами воспитательной системы;
  • Наличие событийной деятельности;
  • Долголетие и прочность связи между поколением, традициями;
  • Общий авторитет образовательного учреждения, как к нему относятся органы управления, воспитанников, родителей.
Замечание 3

Критерии эффективности воспитательной системы при глубоком анализе их содержания, смогут укреплять каркас образовательной системы в целом. Воздействовать на актуализацию имеющейся образовательной модели с учетом внешних и внутренних изменений в законах об образовании, государственном строе, общественных настроениях. По критериям общей эффективности воспитательной системы можно отслеживать изменения в основах образования, индивидуальных показателях, что даёт возможность спрогнозировать дальнейшие мероприятия необходимые для увеличения успешности каждого участника воспитательного процесса. Важным условием для критериев является возможность не только изменять воспитательную систему, но и изменяться самой в зависимости от требований общества или образовательных законов.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :