Основными целями воспитательной системы являются процессы оптимизации её функционирования. Оптимизация может отражаться через следующие факторы:
В воспитательную систему необходимо вставлять компонент диагностики результатов, связанно это с ситуациями когда отсутствует достоверная, подвергнутая детальному анализу информации о формировании личности ученика, создании детского коллектива, состоянии и полученных результатов воспитательной системы.
Создавая диагностические и аналитические инструменты, педагоги опираются на обозначение эффективности как действенность, результативность в осуществлении целей воспитательного процесса. Эффективность воспитательной системы измеряется критериями и относящимися к ним показателями. Целевыми ориентирами деятельности воспитательной системы являются процессы направленные на развитие личности ребенка, именно поэтому основными критериями и показателями обозначаются воспитанность учащихся или развитие основных личностных потенциалов воспитанников, нравственных и интеллектуальных умений.
Опираясь на выбранные критерии и показатели подбираются или формируются методики диагностики, с помощью которых возможно получить верную информацию о разнообразных сторонах изучаемого объекта. Как правило используют следующие методики:
Эти методики позволяют более объективно и обстоятельно изучить эффективность воспитательной системы.
Для того чтобы проверить уровень готовности воспитательной системы, требуется использовать два групповых фактора оценки: критерий факта, критерий качества.
Критерий факта включает в себя несколько показателей таких как: наличие порядка в жизнедеятельности школы, соответствие объема, содержания и характера воспитательной деятельности возможностям и условиям конкретно выбранного образовательного учреждения. Имеет сложившийся единый школьный коллектив, происходят процессы интеграции воспитательных процессов и концентрация усилий педагогов.
Критерий качества формируется из нескольких показателей, таких как: уровень приближенности воспитательной системы к поставленным целям и задачам, осуществление педагогических концепций, принципов и идей, которые лежат в основе воспитательной деятельности.
Критерии эффективности школьной работы характеризуют собой основные значения, обозначающиеся как определение основных направлений повышения профессионального мастерства педагогов на основе комплекса анализов и оценки результатов воспитательной системы. С помощью критериев возможно разрешить внутренние задачи руководства образовательного учреждения, осуществить самоанализ и самооценку деятельности, также критерии являются ориентиром планирования учебного процесса.
Основные критерии можно обозначить как: отношения в школе, самочувствие ребенка в классе, степень воспитанности, коллектив нацеленный на воспитание, творческое объединение детского и взрослого поколения, наполненность деятельности, эмоциональная достаточность, уровень подготовки к жизни, открытость школы, системность школы.
Обозначенные критерии качества воспитательной системы являются общими и могут быть преобразованы под конкретную воспитательную систему образовательного учреждения.
Качественными критериями эффективности воспитательного процесса можно обозначить верную постановку целей и задач во взаимодействии с воспитанниками, родителями, педагогическим составом и существующей в данных условиях общественностью. Эффективность также отображается через определение методов и содержания воспитания, анализ потраченного времени и педагогических сил, количество потраченного времени на обучение каждым воспитанником.
К качественным критериям можно отнести следующие:
Критерии эффективности воспитательной системы при глубоком анализе их содержания, смогут укреплять каркас образовательной системы в целом. Воздействовать на актуализацию имеющейся образовательной модели с учетом внешних и внутренних изменений в законах об образовании, государственном строе, общественных настроениях. По критериям общей эффективности воспитательной системы можно отслеживать изменения в основах образования, индивидуальных показателях, что даёт возможность спрогнозировать дальнейшие мероприятия необходимые для увеличения успешности каждого участника воспитательного процесса. Важным условием для критериев является возможность не только изменять воспитательную систему, но и изменяться самой в зависимости от требований общества или образовательных законов.