Воспитательный процесс – это действия, представляющую собой динамическую систему, направленную на социальное развитие индивида. Чтобы эффективно осуществить данную цель, необходимо осуществляет воспитательный процесс целостно, на практике это реализуется с помощью создание воспитательной системы.
Система воспитания, с точки зрения феномена изучается научной сферой со второй половины XX века. Сегодня существует концепция, целостной системы воспитания, в которой она рассматривается как единый социально-педагогический организм, производящий своё функционирование в условиях взаимодействия центральных компонентов воспитания, таких как цели, субъекты, содержание, виды деятельности, отношения. Считается, что воспитательная система обладает интегративными характеристиками, такими как образ деятельности коллектива, созданный в нем психологический климат и так далее.
Воспитательная система состоит из сложной структуры, в которой выделяются следующие составляющие:
В современной гуманистической воспитательной системе, субъектами, находящимися в ней, являются не только педагогики, но и дети. Это является её главным отличием от авторитарной системы воспитания, в которой ребенок выступает только в качестве объекта наблюдения, в отношении которого происходит процесс воспитания и образования.
Педагоги и их воспитанники конкретно описывают те цели, которые ставятся перед ними, преобразуя их в ранг практических задач, которые реализуются в процессе совместной деятельности. Исходя из этого, важным условием эффективности данной системы, является процесс объединения детей и взрослых в цельный коллектив, который будет выступать ядром гуманистической воспитательной системы.
Главными качествами образующими воспитательную систему, можно обозначить следующие:
Именно по этим качествам определяется потенциал и эффективность воспитательной системы. Деятельность становится системой, при условии её необходимости для каждого субъекта педагогической деятельности, и если она организуется целостность между учебным и внеучебным процессом. Из этого следует, что воспитательная система по своей сути, является процессом создания гармонии учебной и внеучебной деятельности воспитанников.
Гуманистическая воспитательная система является открытой, иными словами, в процессе её становления, функционирования, развития важную роль играет среда, в которой она осуществляет действие, но не только как влияющий фактор, но и как компонент данной системы.
Воспитательная система не может быть создана лишь одним органом власти, она создается усилием каждого субъекта педагогического процесса. Именно поэтому воспитательная система, не является «остановившейся», она постоянно развивается как феномен. Сам процесс развития, является противоречивым и не линейным, в нем происходят спады и подъемы, продолжительные периоды стабильности, характерны и регрессии, когда система как бы откатывается назад, теряя при этом свои существующие позитивные открытия и приобретения.
Главным источником развития педагогических систем является наличие противоречий между её интеграцией и дезинтеграцией.
Интеграция проявляется через сплоченность коллектива, формирование крепких межличностных отношений, приведение ситуаций к стандартным формам.
Дезинтеграция проявляется через нарушение существующей стабильности, наращивание индивидуально-групповых различий, создании ситуаций, которые полностью противоречат уже принятым нормам и ценностям коллектива.
Происходящие противоречия между интеграцией и дезинтеграцией в развитии воспитательной системе, принимают конкретный вид в противоречии между системой и личностью. Процессы, включающиеся в интеграцию, формируют благоприятные условия, для комфортной социальной адаптации индивида, в свою очередь дезинтеграция создает в воспитательной системе отчуждение воспитанника от учителя.
Эффективность воспитательной системы анализируется на основе развития личности ребенка. Отталкиваясь от этого, можно сделать вывод, что управление воспитательной системой, сопряжено с управлением взаимодействия системы и личности, процессом взаимного влияния друг на друга. Для этого требуется поиск путей, которые будут оптимально включать личности ребенка и педагога, в процессы целеполагания, совместно-творческой деятельности, совершенствования возникающих отношений между личностями и группой в целом.
Воспитательная система, в своем масштабном понимании, нуждается в наличии живых инициатив и дискуссий. Внутренние процессы воспитательной системы, сопряжены с постоянными изменениями, именно поэтому структура не может пребывать в режиме стагнации, что благоприятно для своевременного развития и модернизации, которая основывается на изменениях в общественном заказе. Для этого необходимо находится в постоянном понимании воспитательной системы, как живого организма.