Воспитательная система Караковского


Воспитательная система Караковского

Биография В.А. Караковского

Владимир Абрамович Караковский (14.02.1932 по настоящее время) – советский и российский педагог, имеет звание Народного учителя СССР. Обучался в Челябинском педагогическом институте, закончил его в 1953 году. После сразу приступает к работе учителем русского языка и литературы в средней школе номер 48. Начиная с 1962 года припадает в Челябинской школе номер 1, в том же году его назначают на должность директора.

В 1977 году назначен на должность директора московской средней школы номер 825. В период с 1988 по 1991 года являлся председателем всероссийского совета по народному образованию. Владимир Абрамович является одним из создателей педагогики сотрудничества. В.А. Караковский в 2006 году получает степень почетного доктора Челябинского педагогического института. Владимир Абрамович Караковский характеризуется как отличный литератур, организатор, вдохновитель, это подтверждалось не только как через восторженные отзывы его учеников, но и через его участие в руководстве кружками хорами, театрами.

Воспитательная система Караковского основана на воздействие на внутренний мир воспитанника и его эффективное развитие. Отношения между взрослыми и детьми строились на демократии, сотрудничестве, общем интересе к воспитательной деятельности.

Этапы развития воспитательной системы В.А. Караковского

Этапы развития воспитательной системы В.А. Караковского разделяются на несколько временных периодов:

  • С 1977 по 1981 года проводилась диагностика воспитательного и ученического коллектива, проводимой ими деятельности и взаимоотношения образовательного учреждения и социума.
  • С 1981 по 1986 года воспитательная система стабилизируется, четко обозначаются её компоненты образующие структуру, создаются органы самоуправления.
  • С 1986 по 1988 года воспитательная система продолжает развиваться, решаются вопросы возникающих противоречий между процессом обучения и вне учебной деятельностью через трансформацию ведущих видов деятельности.
  • С 1991 года отрабатываются дальнейшие перспективные направления развития воспитательной деятельности.
Замечание 1

Основной идеей своей воспитательный системы Караковский обозначил направленность на личность воспитанников, его индивидуальные интересы и особенности. В комплексе идей выделялось главная роль педагогической концепции коллектива, которая опирается на понятия системности, комплексного воспитания, интеграциях педагогических воздействий, творчество как обязательная составляющая коллектива. Педагогические советы для дискуссий, аргументаций, обобщений используют именно идеи Караковского. Школьный коллектив олицетворяет собой сплочённость в отношении школы и её жизнедеятельности, что проявляется через общественную, индивидуальную ценность школьного процесса.

Процесс строения школьного коллектива имеют простую форму. В него входит школьная администрация, педагогический совет в котором иногда участвовали старшеклассники, большой совет в котором состояли все педагоги а также представители учеников, начиная с шестого класса. Большие советы собираются редко, несколько раз в год. В подобных советах большинство составляют ученики, что приводит к частым расхождениям с мнениями педагогов. Значительный вес имеют временные и постоянные аппараты самоуправления, такие как: совет дела, дежурные руководители класса. Но действительная структура реализация решений осуществляется не только в рамках официальной структуры власти. Чаще всего официальные решения только фиксируют уже сложившиеся до этого общественные мнения.

Виды сил, влияющих на жизнь школы

Когда В.А. Карковский был директором школы он являлся авторитетным участником образовательного процесса, от него исходили новые идеи и оценка происходящих процессов. Но кроме него можно выделить несколько сил влияющих на жизнь школы:

  • Административная сила. В неё входит администрация школы и небольшая группа близких по духу с В.А. Карковским людей разделяющих с ним ответственность за развитие воспитательной системы в образовательном учреждении. Он и могли в некоторых случаях высказывать мнение не схожее с мнением директора.
  • Педагогический состав. В эту силу входит весь педагогический состав не вошедший в администрацию, по необходимости они могут вступать с директором и группой единомышленников в дискуссию при не согласием с тем или иным мнением.
  • Ученический коллектив. Данная сила состоит из старшеклассников которые могут максимально корректно отобразить мнения большинства воспитанников школы.

Наличие выше описанных сил не означает что в школе происходит конкурентная борьба за власть между ними. Иногда процесс принятия решений не всегда носит демократический порядок с точки зрения общепринятых в нем процедур, он глубоко демократичен. Все решения заранее оговариваются между заинтересованными лицами и при острой необходимости выносятся на большой совет.

Общий тон взаимоотношений формируется с помощью обширной системы нормы. Среди педагогов является нормой, благоприятным тонном заинтересованные дискуссии на темы проблем связанных с воспитанниками, доброжелательный настрой по отношению к ученикам. Не допустим грубы тон, крики и порицании в унизительной форме детей, особенно в присутствии посторонних коллег.

Замечание 2

Главной отличительной чертой взаимоотношений между воспитанниками и педагогами в воспитательной системе школы, является образование крепких дружеских связей. Сами воспитанники и большинство классных руководителей заметили, что для них наиболее важным является свободный стиль в общении друг с другом за рамками образовательной деятельности, а также при создании какого-либо внеурочного процесса. Естественным является чаепитие учеников совместно с педагогами. Нет конфликтов между педагогами и воспитанниками, взаимоотношения строятся на межличностном общении.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :