Сам термин «педагогика» произошел от греческих слов «пайдос», что значит "дитя" и «ara» -«вести». В древнегреческом государстве педагог - это раб, который за руку водил детей в школу. Затем термин «педагогика» стал использоваться в широком понимании - сопровождение ребенка по жизни, его развитие, воспитание и обучение. Шло время, знания накапливались. Таким образом, возникает самостоятельная наука о воспитательной деятельности подрастающего поколения.
В теоретическом смысле произошло движение от конкретного факта к общему случаю. Педагогикой стали называть науку о воспитании и обучении ребенка. До середины двадцатого столетия сохраняется такое понимание. Сейчас пришло осознание того, что в педагогической квалифицированной работе нуждаются не только дети, но и взрослые. Под педагогикой понимается наука о воспитании человека. Категория воспитания употребляется в широком смысле слова:
Педагогическая теория не стоит на месте, она находится в постоянном движении и развитии, подстраиваясь под конкретные потребности общественной жизни.
Предметом педагогической теории является направленное развитие формирование личности человека в ее образовании, воспитании и обучении. Ключевые понятия педагогической теории.
Под такими свойствами понимается:
Процесс развития личности происходит под воздействием внутренних и внешних факторов, социальных, и даже природных явлений. Воспитанием называется целенаправленная деятельность по формированию интеллектуальных способностей, физических и духовных качеств человека, процесс ввода личности в жизнь, активному ее участию в производственной и социальной жизни. Такая деятельность призвана сформировать у обучающихся положительное отношение к людям и природному миру.
Образованием называется труд по системному усвоению знаний под руководством преподавателя, и полученных в процессе самообразования. Обучением называется целенаправленная работа во взаимодействии преподавателя и ученика, с целью передачи и усвоения знаний.
Образование - это открытая социальная система, следовательно, в педагогической науке выделяется понятие педагогической системы. Это целый комплекс взаимосвязанных элементов: субъект, содержание, средство, метод, процесс, необходимые для педагогического воздействия на развитие, обучение, воспитание личности.
Воспитательная наука зародилась в то время, когда уже появились и развивались математика, геометрия, астрономия, история, медицина. Наступил момент, когда воспитание в жизни человека стало играть одну из основных ролей. Было выявлено: общество развивается быстрее и становится процветающим, если в нем делается упор на воспитание подрастающего поколения. Так возникла потребность в создании воспитательных и учебных учреждений, а также потребность в обобщении теоретического и практического воспитания.
Древние развитые государства - Китай, Индия, Египет, Греция - предприняли серьезную попытку по систематизации педагогической теории. Все имеющиеся сведения, касающиеся природы, человека, общества систематизировались в философской науке. Именно в философии были сделаны первые шаги по обобщению педагогических сведений.
В Древней Греции зародилась система воспитания, там же свое развитие получила и педагогическая теория. Известные теоретики-педагоги того времени:
Именно этими учеными были заложены аксиоматические начала педагогической теории. Итогом развития греческой и римской педагогической теории стало сочинение "Образование оратора" римского оратора, философа и педагога Марка Квинтилиана. Он первый в истории основал государственную школу, при нем воспитание становится профессиональной деятельностью. Сочинение Квинтилиана долгое время было основным трудом по педагогической теории.
В эпоху Средних веков церковь стала монополистом духовной жизни общества, воспитание стало носить религиозный характер. Прогрессивная направленность античного воспитания была потеряна. На протяжении двенадцати веков воспитание было в тисках схоластических догматов. Конечно, среди церковных деятелей того времени было и много выдающихся, образованнейших людей, как например Августин Блаженный, создавший обширные педагогические сочинения. Тем не менее педагогическая теория не ушла далеко в своем развитии.
Период Возрождения известен целым рядом прогрессивных новаторов-педагогов, гуманистических мыслителей, ставивших человека с его способностями и потребностями в центр суждений. Можно назвать Эразма Роттердамского, Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня.
Педагогическая теория долгое время относилась к одному из разделов философии. В 17 веке она становится самостоятельной наукой, но связь с философией остается. Обе эти науки занимаются изучением человека, его бытием и развитием.
Великий чешский педагог Ян Амос Коменский, автор "Великой дидактики", выделил педагогику из философской науки, и оформил ее в научную систему. Он ввел классно-урочную систему обучения. Воспитанию он придавал огромную силу и значение.
Крупный педагог 17 века Джон Локк развил педагогическую теорию. Он сформировал систему воспитания под названием "дисциплина тела" и "дисциплина духа".
Великий швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци оказал положительное влияние на развитие передовых идей педагогической теории и практики, способствовал развитию народных школ, заложил идеи развивающего и воспитывающего обучения. Создал теорию элементарного образования: главные элементы знаний - это форма, число, слово.
Великий русский педагог-новатор Константин Дмитриевич Ушинский создал русскую педагогическую науку и народную школу в России. Принципы народности, самобытности русской педагогической теории, воспитание в труде, легли в основу педагогики Ушинского. Он сформировал принцип воспитывающего обучения, и рассматривал изучение каждого предмета в едином умственном и нравственном развитии. Им высоко была оценена роль преподавателя в воспитательном процессе. Он требовал, чтобы каждый педагог с любовью относился к своей работе.
Многие его педагогические советы, точные наблюдения актуальны и в современной педагогической теории.
На сегодняшний день педагогическая наука большое внимание уделяет изучению проблемного обучения, называя его одним из самых перспективных, так как оно способно развить и сформировать всестороннюю гармоничную личность.