В современной образовательной идеологии, которая своей главной целью рассматривает: развитие и саморазвитие ребенка, наделение личности сильной жизненной мотивацией, раскрытия потенциальных способностей, - пересматривается сущность одного из фундаментальных элементов образования - педагогической поддержки (ПП). В соответствии с целями при создании условий для саморазвития и самоопределения личности ребенка в реалиях школы, ПП выражает проявление гуманистической позиции педагога по отношению к детям.
Определение 1
ПП– система средств по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем в учебной, коммуникативной и творческой деятельности.
Сущность ПП отражается в трёх понятиях :
- Проблема - ощущение ребенком опасности , негативное состояние личности в данный момент, связанное с невозможностью устранить причину,
- Защита - обеспечение физической, психологической, моральной безопасности ребёнка, отстаивание его интересов и прав
- Самостоятельность - результат совместных усилий и взаимодействия, выраженный в способности ребенка решать вопросы самостоятельно, без посторонней помощи
Задачи ПП:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь, содействие ребенку в решении актуальных задач развития, социализации и адаптации:проблемы взаимоотношений с родителями, сверстниками, педагогами, проблемы отношения к учебе, к жизни, миру, к себе;
- развитие психолого-педагогической компетентности педагогов образовательных учреждений и родителей.
Для ребенка разрешение проблемы - это не только постепенное снятие негатива и напряжения, но своеобразная жизненная школа, в которой приобретается позитивный собственный опыт осознания себя как субъекта, способного управлять ситуацией, противопоставляя опасностям и преградам свое упорство, знание, желание, активность.
Основные принципы педагогической поддержки
Механизм осуществления ПП
Механизм осуществления ПП включает последовательные взаимосвязанные между собой совместные действия школьника и педагога:
- Фиксация и диагностика актуальной проблемы, оценка в аспекте значимости её и разрешимости для ребёнка;
- Обсуждение, поиск способов решения,
- Принятие решений;
- Согласование действий и зоны ответственности каждой из сторон;
- Собственно сами действия, привлечение необходимых ресурсов;
- Совместное обсуждение результатов и переосмысление приобретенного опыта.
Компетенции педагога при осуществлении ПП
- Умение видеть и прогнозировать детскую проблему.
- Умение действовать в условиях проблемной ситуации, используя арсенал средств.
- Умение управлять и трансформировать проблемную ситуацию.
- Умение ею управлять (регулировать, сдерживать, переориентировать).
- Умение задействовать ресурс воспитания и обучения для побуждения самостоятельных действий ребенка
- Умение создавать условия для осознания ребенком перспективы собственного саморазвития
Общие методы осуществления ПП
В педагогическом арсенале существует множество методов и приемов ПП. Среди них следующие:
- организация индивидуальных и групповых бесед в целях переориентации индивидуальных и групповых интересов;
- создание специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций;
- родительский лекторий;
- работа со значимыми для ребёнка людьми;
- проведение ролевых и имитационных игр;
- рекомендации для чтения специальной литературы;
- приглашение специалистов: психологов, психотехников, медиков, юристов и др.
При неизменной концептуальной основе, ПП характеризируется вариативностью и тактическим многообразием, представленным различными тактиками действий:
- защиты;
- оказания помощи;
- содействия;
- взаимодействия
Замечание 1
Мастерство учителя заключается в выборе нужной тактики в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальных особенностей ребенка.