Педагогическая наука является весьма обширной системой и в зависимости от задачи, цели и направленности может подразделяться на разные отрасли, к числу которых относятся:
Общей педагогикой называется отрасль педагогической науки, изучающая фундаментальные законы, положения и принципы воспитательного и обучающего процесса.
Основанием ее служат задачи изучения и организации форм обучения, разработка обучающих и воспитательных способов и методик, пригодных для разного возраста и разных типов воспитательных и учебных учреждений. Общая педагогика - это система, которая состоит из таких частей:
В возрастную педагогику входит педагогика преддошкольная и школьная, педагогика школы, вузовская педагогика (педагогика высшей школы), педагогика "третьего возраста". Она рассматривает особенности воспитательной деятельности человека в зависимости от его принадлежности к той или иной возрастной группе: преддошкольное или дошкольное детство, школьный возраст, студенческий период.
Ясельная педагогическая наука. Ясельной педагогикой рассматриваются условия и закономерности воспитания детей в младенческом возрасте. Это довольно молодая отрасль педагогической науки, находится она еще в процессе формирования. Однако ее значимость и актуальность постепенно увеличивается. Характерная особенность ясельной педагогической науки - тесное взаимодействие с другими отраслями научного знания: медициной, физиологией, психологией, социологией.
Дошкольная педагогическая наука. Дошкольной педагогикой является наука о законах развития и формирования личности ребенка в дошкольном возрасте. В настоящий момент стремительно развивается дидактика дошкольного образовательного функционирования, методика и теория воспитательной деятельности дошкольников, различные международные положения и стандарты предшкольного этапа развития ребенка.
Школьная педагогика. Педагогическая наука школы - это, пожалуй, самая богатая и развитая отрасль науки о воспитательной деятельности. В мировой истории она существует не одно тысячелетие, что позволило накопить огромный ценный опыт по руководству формирования и развития многих и многих подрастающих поколений в различных экономических и социальных условиях и обстоятельствах. Школьная педагогическая наука - это фундамент для построения вузовской педагогической науки, выступающей основой становления профессионализма учителей и преподавателей.
Педагогическая наука высшей школы. Педагогикой высшей школы является педагогическая наука институтов, университетов, академий. Эта ветвь относится одновременно и к отраслевой, и к возрастной педагогической науке, потому что высшая школа является образовательным учреждением наивысшего ранга, которое готовит специалистов высокой квалификации, и это конечная образовательная ступень.
Педагогическая наука "третьего возраста". Педагогикой "третьего возраста" разрабатывается система образовательной деятельности и развития людей пенсионного возрастного периода, пока она еще находится в стадии становления и формирования. Повсеместно развивается мобильная связь, банкоматное обслуживание и компьютерные новейшие технологии, поэтому необходимо обучить пенсионеров работе с компьютерными и мобильными устройствами для их успешной адаптации к современным реалиям нашей страны. Для этого нужны специальные педагогические методики, средства и приемы.
Отраслевой педагогикой исследуются особенности обучения и воспитания в зависимости от профессии или социальной принадлежности человека: сюда необходимо отнести педагогику семьи, производственную, профессиональную, медицинскую, культурно-просветительскую, военную, правовую, спортивную, исправительно-трудовую (пенитенциарную).
Производственной педагогической наукой изучаются:
Основные положения и законы обучающей деятельности рабочих нужны для обучения студентов, новых прибывших специалистов новейшим технологиям и механизмам конкретного предприятия. Непрерывно внедряются новые технологии, поэтому всегда является актуальной и востребованной переориентация на новые способы и механизмы производства.
Квалификация рабочих периодически повышается, что требуется для работы с новыми технологиями, механизмами и материалами, новейшей аппаратурой с целью улучшить качество и эффективность трудового процесса.
Переориентация на новую профессию является необходимой, потому как теряется актуальность старой профессии из-за экономических или политических причин. К примеру, переориентация производства с военной продукции на гражданскую, в связи с окончанием войны в 1945 году, или наоборот гражданской продукции на военную.