Педагогическая наука


Педагогическая наука

Предмет изучения педагогической науки

Каждой наукой в конкретном объекте исследования выделяется предмет изучения - это форма бытия объективной картины мира, процесс развития общества и природной среды.

Воспитательный процесс является сложным, объективно существующим явлением, а потому исследуется различными научными областями:

  • с позиции исторического материализма воспитательный процесс рассматривается как частный момент в развитии общества, его производственных взаимоотношений и производительных сил;
  • психологической наукой воспитательный процесс изучается с позиции исследования личностного формирования и развития.

Любая наука считается самостоятельной, если она обладает особым, собственным предметом изучения, таким, который специально не изучается никакими другими научными дисциплинами.

Замечание 1

В научной системе, в системе общего знания, педагогическая наука является единственной наукой, которая в качестве основного предмета рассматривает воспитательный процесс человека.

Педагогическая наука возникла с целью исследования воспитательных процессов детей и молодежи, но по мере того, как расширялись границы воспитательной деятельности и сферы ее действия в обществе, она стала исследовать общие закономерности воспитательных воздействий на человека в любом возрасте на протяжении всей его жизни. Постепенно педагогическая наука развивалась, обогащалась ее теоретическая база, наполнялись новым содержанием и дифференцировались различные ее исследования. В настоящий момент понятие "педагогика" включает в себя комплекс педагогических наук.

Структура педагогической науки

Педагогическую науку составляют следующие самостоятельные педагогические дисциплины:

  1. Общей педагогикой изучаются законы воспитательного процесса человека; раскрываются задачи, цели и сущность воспитательной деятельности, ее роль в общественной жизни и личностном развитии в целом, обучающий и образовательный процесс.
  2. Возрастной педагогикой исследуется специфика воспитательного процесса человека в разные периоды его развития.
  3. Специальной педагогикой (дефектологией) изучается специфика формирования, развития, обучающей и воспитательной деятельности детей с аномалиями. Она подразделяется на ряд отраслей: сурдопедагогика - воспитание и обучение глухих и глухонемых детей, тифлопедагогика - слабовидящих и слепых, олигофренопедагогика - умственно отсталых детей, логопедия - расстройство речи детей при нормальном слухе.
  4. Частной методикой исследуется специфика применения общих законов обучения к преподаванию определенных предметов (иностранных языков, химии, физики, астрономии, математики, биологии).
  5. Историей педагогической науки изучаются развитие воспитательных воззрений и идей, а также применение воспитательных методов на практике в разные исторические периоды.

Формирование педагогической науки было вызвано к жизни новыми потребностями общества в основании учебных и воспитательных заведений, в теоретическом переосмыслении и систематизации накопленного опыта воспитательной и обучающей деятельности подрастающего поколения, подготовке его к дальнейшей жизнедеятельности. Следовательно, и воспитание, и образование становятся объективной потребностью общества, в то же время являются важнейшими предпосылками для его развития и процветания.

Предпосылки возникновения педагогической науки

На определенном этапе развития общества, а именно, когда рабовладельческий строй достиг своего расцвета, когда наука и производство стремительно развивались, воспитательный процесс стал особой общественной функцией: возникли воспитательные учреждения и появились лица, для которых воспитание и обучение ребенка стало профессией. Такие заведения и специалисты существовали во многих древних государствах, подтвержденные сведения о школьных учреждениях для мальчиков пришли к нам из Египта, а также из античных государств-полисов.

Многими общественными деятелями и мыслителями древнего мира хорошо осознавалось огромное значение воспитательного функционирования и для развития общества, и для жизни отдельного человека. К примеру, законы Солона гласили, что отец обязательно должен выучить своих сыновей определенным трудовым навыкам. Воспитательный процесс расширялся и усложнялся, так появились специальные теоретические знания, относящиеся к воспитательному функционированию. Педагогические знания на этапе своего становления разрабатывались в рамках философской науки. Тому подтверждением служат труды древнегреческих мыслителей Демокрита, Гераклита, Сократа, Платона, Аристотеля, где огромное внимание уделялось воспитательной и обучающей проблематике. Античная Греция подарила нам само понятие "педагогика", которое успешно закрепилось как название науки о воспитательном функционировании.

Особенности развития педагогической науки в античной Греции

Педагогами в античной Греции называли рабов, присматривающих за детьми аристократов, и сопровождавших их в школу и обратно домой.

Замечание 2

Дословно "педагог" означает "детоводитель".

Через некоторое время педагогами стали работать специально подготовленные люди, занимавшиеся воспитанием и обучением детей, для которых педагогический процесс являлся профессией. Таким образом, наука о воспитательной деятельности получила название педагогика.

Из античной Греции были заимствованы многие современные термины и понятия:

  • школа;
  • гимназия;
  • лицей;
  • риторика;
  • дидактика;
  • тетрадь;
  • арифметика;
  • геометрия.

Выделение педагогической науки из философского знания

Несмотря на то, что воспитательная теория интенсивно развивалась, педагогическая наука долгое время оставалась частью философии. Как отдельная наука впервые педагогика была выделена из системы философского знания в первой половине семнадцатого столетия.

Замечание 3

Большинство исследователей приходят к выводу, что педагогика оформилась в самостоятельную научную дисциплину благодаря великому чешскому педагогу Я. А Коменскому. Он сформулировал базовые понятия, методы учебной деятельности, которые стали основой различных педагогических систем будущего.

Огромное значение для развития педагогической науки имели сочинения Руссо, Локка, Песталоцци, Дистервега, Гербарта.

Революционно-демократические идеи в русской педагогической науке впервые выдвинули Белинский, Герцен, Чернышевский и Добролюбов. На становление педагогической науки в России огромное влияние оказали работы Л. Н. Толстого и Н. И. Пирогова. Целостно, систематизировано оформил отечественные педагогические идеи Ушинский, активно развивали советскую педагогическую науку Крупская, Луначарский, Макаренко, Сухомлинский.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :