Каждой наукой в конкретном объекте исследования выделяется предмет изучения - это форма бытия объективной картины мира, процесс развития общества и природной среды.
Воспитательный процесс является сложным, объективно существующим явлением, а потому исследуется различными научными областями:
Любая наука считается самостоятельной, если она обладает особым, собственным предметом изучения, таким, который специально не изучается никакими другими научными дисциплинами.
В научной системе, в системе общего знания, педагогическая наука является единственной наукой, которая в качестве основного предмета рассматривает воспитательный процесс человека.
Педагогическая наука возникла с целью исследования воспитательных процессов детей и молодежи, но по мере того, как расширялись границы воспитательной деятельности и сферы ее действия в обществе, она стала исследовать общие закономерности воспитательных воздействий на человека в любом возрасте на протяжении всей его жизни. Постепенно педагогическая наука развивалась, обогащалась ее теоретическая база, наполнялись новым содержанием и дифференцировались различные ее исследования. В настоящий момент понятие "педагогика" включает в себя комплекс педагогических наук.
Педагогическую науку составляют следующие самостоятельные педагогические дисциплины:
Формирование педагогической науки было вызвано к жизни новыми потребностями общества в основании учебных и воспитательных заведений, в теоретическом переосмыслении и систематизации накопленного опыта воспитательной и обучающей деятельности подрастающего поколения, подготовке его к дальнейшей жизнедеятельности. Следовательно, и воспитание, и образование становятся объективной потребностью общества, в то же время являются важнейшими предпосылками для его развития и процветания.
На определенном этапе развития общества, а именно, когда рабовладельческий строй достиг своего расцвета, когда наука и производство стремительно развивались, воспитательный процесс стал особой общественной функцией: возникли воспитательные учреждения и появились лица, для которых воспитание и обучение ребенка стало профессией. Такие заведения и специалисты существовали во многих древних государствах, подтвержденные сведения о школьных учреждениях для мальчиков пришли к нам из Египта, а также из античных государств-полисов.
Многими общественными деятелями и мыслителями древнего мира хорошо осознавалось огромное значение воспитательного функционирования и для развития общества, и для жизни отдельного человека. К примеру, законы Солона гласили, что отец обязательно должен выучить своих сыновей определенным трудовым навыкам. Воспитательный процесс расширялся и усложнялся, так появились специальные теоретические знания, относящиеся к воспитательному функционированию. Педагогические знания на этапе своего становления разрабатывались в рамках философской науки. Тому подтверждением служат труды древнегреческих мыслителей Демокрита, Гераклита, Сократа, Платона, Аристотеля, где огромное внимание уделялось воспитательной и обучающей проблематике. Античная Греция подарила нам само понятие "педагогика", которое успешно закрепилось как название науки о воспитательном функционировании.
Педагогами в античной Греции называли рабов, присматривающих за детьми аристократов, и сопровождавших их в школу и обратно домой.
Дословно "педагог" означает "детоводитель".
Через некоторое время педагогами стали работать специально подготовленные люди, занимавшиеся воспитанием и обучением детей, для которых педагогический процесс являлся профессией. Таким образом, наука о воспитательной деятельности получила название педагогика.
Из античной Греции были заимствованы многие современные термины и понятия:
Несмотря на то, что воспитательная теория интенсивно развивалась, педагогическая наука долгое время оставалась частью философии. Как отдельная наука впервые педагогика была выделена из системы философского знания в первой половине семнадцатого столетия.
Большинство исследователей приходят к выводу, что педагогика оформилась в самостоятельную научную дисциплину благодаря великому чешскому педагогу Я. А Коменскому. Он сформулировал базовые понятия, методы учебной деятельности, которые стали основой различных педагогических систем будущего.
Огромное значение для развития педагогической науки имели сочинения Руссо, Локка, Песталоцци, Дистервега, Гербарта.
Революционно-демократические идеи в русской педагогической науке впервые выдвинули Белинский, Герцен, Чернышевский и Добролюбов. На становление педагогической науки в России огромное влияние оказали работы Л. Н. Толстого и Н. И. Пирогова. Целостно, систематизировано оформил отечественные педагогические идеи Ушинский, активно развивали советскую педагогическую науку Крупская, Луначарский, Макаренко, Сухомлинский.