Педагогическая культура – это уровень профессионализма педагога, степень его овладения теоретическими и практическими сторонами педагогики, знания современных педагогических технологий, сформированность личной готовности к саморазвитию и творчеству в ходе профессиональной деятельности.
Педагогическая культура, вне всяких сомнений, является частью общей культуры, а потому включает в себя не только профессиональные, но и личностные и морально-этические характеристики педагога. Однако именно педагогическая культура обеспечивает важнейший процесс жизнеобеспечения человечества – смену поколений и их воспитание. Состояние педагогической культуры в значительной мере отражает актуальное состояние общества и, что более важно, закладывает основы будущего общественного благополучия.
Объектом педагогической культуры выступает ребенок, формирование психической идентичности которого находится в процессе развития. В рамках педагогического воздействия, которое осуществляется в условиях функционирования определенного уровня педагогической культуры происходит не только процесс передачи научных знаний, но и житейского опыта, представлений, когнитивных установок, морально-этических ценностей конкретного педагога его ученикам. Качество и форма реализации этого процесса могут как способствовать, так и затруднять развитие личности ученика.
В качестве философского основания современной методологии педагогической культуры можно назвать идеи В.С. Библера о диалоге культур. Согласно центральной идеи его теории реальная культура складывается через диалог и взаимообмен культур настоящего, прошлого и будущего. Эта мысль особенно актуальна для педагогической культуры так как в центре ее содержание находится стык, столкновение культурных миров педагога и ученика. Данный диалог может происходить в трех основных формах:
Среди компонентов педагогической культуры принято выделять:
Аксиологический компонент представляет собой процесс усвоения и принятия учителем педагогических ценностей и значимости педагогического труда. Формирование аксиологического компонента начинается с усвоения необходимых учителю знаний, которые включают в себя как собственно педагогические знания, так и знания по учебному предмету, юридические, психологические, в том числе о возрастных особенностях формирования психики и созревания мозговых структур.
Основываясь на определенной базе знаний, складывается педагогическое мышление и рефлексия. Педагогическое мышление проявляет себя через способность применить, организовать имеющиеся знания на практике, передать, представить их в наглядном, доступном для понимания виде. При этом обязательной составляющей является соблюдение педагогического такта и этики.
В процессе усвоения вышеуказанных компетенций формируется мировоззрение педагога – центральный элемент аксиологического компонента. Мировоззрение включает в себя понимание педагогом своего места в педагогической системе, его позиция по отношению к процессу обучения, его цели и задачи, интересы в структуре деятельности.
Технологический компонент реализуется через деятельностную сторону педагогического процесса. Он включает в себя овладение педагога техническими приемами, способами организации деятельности, причем как на тактическом уровне – организация подачи материала, проведения урока, так и на стратегическом – организация режимов труда и отдыха, построение учебного курса.
Технологический компонент складывается в процессе практической деятельности педагога, на основании его реального опыта. Он проявляется не только в навыках и умениях, но и стремлении к саморазвитию – усвоению новых приемов, анализа и рефлексии собственной деятельности, поиска и профилактики ошибок, их дальнейшего предупреждения, рационализации учебного процесса.
Несмотря на явную прикладную направленность, технологический компонент, также, как и вся педагогическая культура проявляется не только в рамках учебного процесса, но находит отражение во всей жизни педагога в целом. Жизненный уклад педагога строится на рациональных основаниях, ориентированных на безопасность, эффективность, экономичность его деятельности, соблюдение морально-этического стандарта, даже за пределами стен учебного заведения.
Технологический компонент применим не только к самой личности учителя, но и к материальным условиям в которых происходит педагогический процесс – степень технической оснащенности, соответствие требованиям безопасности, наличие активационных компонентов в той материальной среде, где проводятся занятия.
Эвристический компонент определяет меру осознанности и креативности в подходе педагога к учебной деятельности. Несмотря на существование учебного плана и стандарта, утвержденного министерством образования, педагог все же обладает определенной степенью свободы в выборе средств его реализации. Именно в творческом подходе к реализации педагогического процесса, выражается степень сформированности эвристического компонента культуры.
Однако истинное творчество невозможно без ясного понимания целей и задач педагогической деятельности, целостного подхода к учебному процессу, учета возрастных и личностных особенностей учеников, мотивации саморазвития, поиска и открытия существенно нового. Деятельным результатом эвристического подхода выступают авторские программы обучения и методические разработки.
Личностный компонент педагогической культуры предполагает самоорганизацию педагога, подчинение его психологических особенностей, интересов, потребностей, целям и задачам педагогической деятельности. Личные качества педагога играют значительную роль в успешности его профессиональной деятельности как во взаимоотношении с учениками, так и с коллегами. Проявление сдержанности, эмпатии, организованности, честности, открытости, последовательности являются необходимыми личностными качествами педагога.