Педагогическое мастерство и его компоненты


Педагогическое мастерство и его компоненты

Для успешной работы педагогу необходимо освоить педагогическое мастерство, потому что только мастерство сможет гарантировать высокую результативность работы педагога.

Понятие «мастерство» в значении «мастер - лучший в своей профессии» раньше связывали в основном с практической деятельностью ремесленников. Например, мастерство повара, ювелира, сапожника, портного. С прошлого столетия определение мастерства всё больше стали связывать при упоминании творческих профессий. Например, мастер рифмы - поэт, мастер кисти - художник, мастер сцены и роли - актёр.

Следовательно, педагогический труд тоже является творческим занятием. Педагоги, наставники должны представлять сущность педмастерства, его сложность и многоплановость.

Определение педагогического мастерства

Определение 1

Педагогическое мастерство преподавателя – это комплекс профессиональных личностных качеств, способных обеспечить высочайший уровень самоорганизации педагогической деятельности через владение возможностями своей дисциплины для обучения и воспитания.

Главные составляющие педагогического мастерства:

  1. Личность наставника должна быть направлена в профессионально-педагогическом русле.
  2. Профессиональные необходимые знания.
  3. Необходимые профессиональные качества - способности, навыки, умения.
  4. Профессионализм должен носить творческий характер.

Прежде всего, педагогу необходимо положительно относиться к образовательной деятельности, любить своих учеников, быть отзывчивым, иметь способность к сопереживанию. Затем положительное отношение перерастет в заинтересованность к выбранной профессии, любовь к своему предмету, вызовет ответственность за результативность своего труда, что будет мотивировать педагога на совершенствование своих морально-нравственных характеристик. Далее последует проявление учителем высокой нравственности, убеждённости, осознание гражданского долга, общественной активности, патриотизма, уважения к другим национальностям, трудолюбию, скромности, любви и доброты к детям, милосердию, гуманизму.

Для получения статуса высококвалифицированного педагога, обучающемуся необходимо владеть набором профессиональных знаний. Яркий пример тому работа учителя начальных классов. Он преподает несколько предметов: русский язык, чтение, математику, труд, природоведение, изобразительное искусство. Исходя из этого, подготовка учителя проводится по нескольким предметам. Вместе с этим, учителю начальной школы необходимы знания и по частным методикам: они окажут ему помощь в доведении своих знаний по этим предметам до каждого ученика.

Современность и актуальность педагога заключается в умении свободно размышлять, иметь научное представление о картине мире. Для этого он должен иметь широкий кругозор, что включает в себя освоение политических, экономических, правовых, общественных и культурных знаний. К необходимым качествам современного педагога относится научная грамотность, интеллектуальный поиск, стремление к обновлению и расширению своего кругозора, внедрение инновационных технологий. Способность к публикациям, исследовательской работе - такие умения необходимы современному педагогу. Занимаясь исследовательской деятельностью, педагог обобщает фактический материал, проводит его анализ, делая выводы. Такие действия помогают педагогу сравнить свою деятельность с работой коллег и проверить некоторые научные знания на практике.

Категории мастерства

Учитель должен обладать рядом качеств и способностей, которые помогут ему достигнуть высоких результатов в образовательной деятельности, а также стать настоящим мастером своего дела. Речь идет о таких способностях и умениях:

  • организаторский талант - способность организованно управлять и направлять коллектив воспитанников на решение определенных вопросов. Это умение организовать свой собственный труд и наладить взаимосвязи с учениками;
  • коммуникативные способности - способность к управлению процессами своего общения с воспитанниками, их родителями, соратниками. А также способность предупредить и устранить конфликт;
  • дидактические способности - способности по передаче своих знаний доступным и понятным языком. Способность к самостоятельной добыче новых знаний. Уметь применять последние научные достижения в своей практике. Научить школьников к самостоятельному мышлению, иметь собственное мнение и не бояться его защищать;
  • наблюдательские способности - способности к изучению и пониманию внутреннего мира каждого воспитанника, к раскрытию особенностей его поведения и качеств характера, познать его духовный мир, и направить развитие личности ученика в нужное полезное русло;
  • речевые способности - это выражение при помощи устной и письменной речи своих чувств и мыслей, изложить учебный и научный материал. Уметь дать объективную всестороннюю оценку знаний и поведения учеников.
  • гностические способности - способности к предвидению перспектив развития личности, основываясь на устных и письменных материалах их ответов. Такие способности основываются на оптимистических качествах характера педагога и веру его в своих воспитанников;
  • способность управлять вниманием обучаемых - умение учителя вызвать интерес у ученика, сконцентрировать его внимание на конкретной задаче или проблеме. Такие способности помогают педагогу видеть всех учеников одновременно, выделяя наиболее одаренных.
Замечание 1

Все перечисленные умения и способности в целом смогут обеспечить более результативную и эффективную работу педагога. Тем самым, создается его собственный личный опыт и стиль работы, а также завоевывается авторитет. Все это не представляется возможным без наличия у педагога таких качеств характера, как терпение, трудолюбие, настойчивость, упорство, ответственность.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :