Для успешной работы педагогу необходимо освоить педагогическое мастерство, потому что только мастерство сможет гарантировать высокую результативность работы педагога.
Понятие «мастерство» в значении «мастер - лучший в своей профессии» раньше связывали в основном с практической деятельностью ремесленников. Например, мастерство повара, ювелира, сапожника, портного. С прошлого столетия определение мастерства всё больше стали связывать при упоминании творческих профессий. Например, мастер рифмы - поэт, мастер кисти - художник, мастер сцены и роли - актёр.
Следовательно, педагогический труд тоже является творческим занятием. Педагоги, наставники должны представлять сущность педмастерства, его сложность и многоплановость.
Педагогическое мастерство преподавателя – это комплекс профессиональных личностных качеств, способных обеспечить высочайший уровень самоорганизации педагогической деятельности через владение возможностями своей дисциплины для обучения и воспитания.
Главные составляющие педагогического мастерства:
Прежде всего, педагогу необходимо положительно относиться к образовательной деятельности, любить своих учеников, быть отзывчивым, иметь способность к сопереживанию. Затем положительное отношение перерастет в заинтересованность к выбранной профессии, любовь к своему предмету, вызовет ответственность за результативность своего труда, что будет мотивировать педагога на совершенствование своих морально-нравственных характеристик. Далее последует проявление учителем высокой нравственности, убеждённости, осознание гражданского долга, общественной активности, патриотизма, уважения к другим национальностям, трудолюбию, скромности, любви и доброты к детям, милосердию, гуманизму.
Для получения статуса высококвалифицированного педагога, обучающемуся необходимо владеть набором профессиональных знаний. Яркий пример тому работа учителя начальных классов. Он преподает несколько предметов: русский язык, чтение, математику, труд, природоведение, изобразительное искусство. Исходя из этого, подготовка учителя проводится по нескольким предметам. Вместе с этим, учителю начальной школы необходимы знания и по частным методикам: они окажут ему помощь в доведении своих знаний по этим предметам до каждого ученика.
Современность и актуальность педагога заключается в умении свободно размышлять, иметь научное представление о картине мире. Для этого он должен иметь широкий кругозор, что включает в себя освоение политических, экономических, правовых, общественных и культурных знаний. К необходимым качествам современного педагога относится научная грамотность, интеллектуальный поиск, стремление к обновлению и расширению своего кругозора, внедрение инновационных технологий. Способность к публикациям, исследовательской работе - такие умения необходимы современному педагогу. Занимаясь исследовательской деятельностью, педагог обобщает фактический материал, проводит его анализ, делая выводы. Такие действия помогают педагогу сравнить свою деятельность с работой коллег и проверить некоторые научные знания на практике.
Учитель должен обладать рядом качеств и способностей, которые помогут ему достигнуть высоких результатов в образовательной деятельности, а также стать настоящим мастером своего дела. Речь идет о таких способностях и умениях:
Все перечисленные умения и способности в целом смогут обеспечить более результативную и эффективную работу педагога. Тем самым, создается его собственный личный опыт и стиль работы, а также завоевывается авторитет. Все это не представляется возможным без наличия у педагога таких качеств характера, как терпение, трудолюбие, настойчивость, упорство, ответственность.