Социальная педагогика, ее принципы и функции
Замечание 1
Социальная педагогика является самостоятельной отраслью педагогического научного знания и занимается исследованием закономерностей социального воспитания и образования в процессе социализации.
Социальное воспитание личности является длительным процессом, проходящим в течение всего жизненного цикла. Социальная педагогика занимается изучением и мониторингом этого процесса.
Социальная педагогика выявляет влияние общественных факторов на развитие личности. Она выполняет посредническую роль между личностью и социумом, обеспечивая их взаимодействие и сотрудничество.
Социальная педагогика относится к интегративным отраслям знания. Она может выполнять свои основные функции и достигать продуктивных результатов практической деятельности только во взаимосвязи с другими научными дисциплинами, исследующими развитие человека и общества. Опираясь на теоретические концепции психологии, этнологии, социологии, социальная педагогика разрабатывает свою особую трактовку процессов личностного развития человека в общественной среде.
Как отрасль педагогики, наука опирается на теоретические концепции и принципы педагогики. Однако, она имеет свои направления деятельности, функциональное назначение и базируется на собственных принципах.
Основными принципами социальной педагогики являются:
- Принцип дополнительности – способствует упорядочению знаний и рассмотрению проблемы с иного ракурса;
- Принцип непрерывности воспитания – каждый этап развития личности сопряжен с усвоением определенных общественных ценностей;
- Принцип диалогичности воспитания – воспитательный процесс происходит с участием двух сторон: педагога и воспитанника, между которыми образуется взаимодействие и обмен ценностями;
- Принцип коллективности – учебно-воспитательный процесс проходит в коллективе, что позволяет человеку подготовиться к жизни и взаимодействию в социуме;
- Принцип вариативности – учебно-воспитательный процесс осуществляется на всех уровнях образовательной системы и государственной структуры, где создаются необходимые для социального воспитания условия;
- Принцип гуманизации – предполагает учет интересов и потребностей личности, ориентацию на ее духовно-нравственное развитие;
- Принцип культоросообразности – воспитательный процесс базируется на культурном наследии и общечеловеческих ценностях, а также опирается на особенности национальной культуры того или иного народа.
Функциональная роль социальной педагогики проявляется в выполнении ею трех основных функций:
Теоретико-познавательная – наука осуществляет сбор и хранение информации, синтезирует знания и пытается на их основе составить полную картину, исследуемых процессов, обосновать и объяснить их.
Прикладная функция – наука занимается поиском способов совершенствования социально-педагогического воздействия на процессы социализации в разнообразных педагогических аспектах и достижения результативности этого воздействия.
Гуманистическая функция – наука осуществляет разработку целей и приемов совершенствования процессов личностного развития и достижения самореализации и самоутверждения личности.
Замечание 2
Социальная педагога исследует все проблемы, связанные с участием личности в общественной жизни. Она опирается на теории и практический опыт других научных дисциплин, занимающихся исследованием человека, интегрирует полученные данные и адаптирует их под цели и задачи своей исследовательской работы.
Отрасли социальной педагогики
Социальная педагогика является сложным системным явлением, состоящим из ряда подсистем. Наука включает в себя несколько отраслей, которые в совокупности образуют единое научное направление социальной педагогики. К ним относятся:
- Философия социального воспитания – этот раздел социальной педагогики базируется на теоретических концепциях педагогики, философии, социологии и этики. Она занимается исследованием фундаментальных методологических и мировоззренческих проблем. Например, философия социального воспитания определяет содержание и сущность учебно-воспитательного процесса, определяет его цели и задачи, разрабатывает принципы и ценности социального воспитания.
- Социология социального воспитания – занимается изучением процесса личностного развития как контекста социального воспитания, а в свою очередь социальное воспитание рассматривается как важный элемент процесса социализации. Полученные на основании проведенных исследований данные открывают возможности поиска путей и приемов применения их воспитательных возможностей, ликвидацию отрицательных и усиление положительных факторов воздействия на развитие личности в процессе социализации. Также, полученные данные применяются в качестве основы для поиска путей интеграции воспитательных элементов образовательной системы.
- Социально-педагогическая виктимология – занимается исследованием и мониторингом развития людей, попавших в неблагоприятную социальную среду, а также разрабатывает приемы и способы оказания им помощи и поддержки.
- Теория социального воспитания – занимается исследованием процесса социального воспитания, а именно его планированием, прогнозированием, организацией и управлением. Этот раздел социальной педагогики занимается изучением индивидуальных, коллективных и общественных субъектов социального воспитания, их взаимосвязи и взаимоотношения, изучает работу отдельных учебно-воспитательных учреждений, определяет предмет и характер индивидуальной помощи личности.
- Психология социального воспитания – занимается анализом характеристик психологических факторов развития личности на разных этапах развития и определяет психологические показатели продуктивности взаимоотношений субъектов социального воспитания.
- Методика социального воспитания – занимается разработкой приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса, анализирует их целесообразность и эффективность.
- Экономика социального воспитания – занимается изучением социальных потребностей в человеческих ресурсах, а также рассматривает экономические средства, которые могут быть применены в процессе социального воспитания и дадут должный результат. Это направление изучает также проблемы управления процессом социального воспитания.