Коррекционная педагогика является крупным разделом педагогической науки, занимающимся исследованием закономерностей организации процесса специального образования.
Специальное образование – это процесс учебной и воспитательной работы с лицами, имеющими некоторые отклонения в развитии, связанные с физиологическими или психическими нарушениями.
Для таких граждан открываются специальные учебные заведения, создающие условия для их образования и воспитания, оказания им коррекционной помощи, помощи в социальном освоении и приспособлении, обеспечения их естественного вливания в общественную среду.
Коррекционная педагогика опирается на теоретические и практические научные концепции педагогической науки, философии, психологии, социальной педагогики, социологии. Она активно применяет научные концепции общей педагогики, адаптируя их под свою специфику исследования. Сотрудничество с философскими концепциями проявляется том, что педагогическое влиянием психические или физические отклонения обуславливает проявление философской закономерности перехода количества в качество т.е. происходит некоторая коррекция отклонения за счет компенсации деятельности здоровых органов.
Коррекционная педагогика взаимодействует с рядом медицинских отраслей, поскольку имеющиеся отклонения в развитии воспитанников лучше всего может объяснить соответствующее медицинское научное направление.
Коррекционная педагогика оформилась в самостоятельную отрасль относительно недавно – в 20-м столетии. Она прошла длительный этап развития. Современная коррекционная педагогика включает в себя несколько отраслей, которые складывались в процессе исторического развития и оформились на основе традиционной системы образовательных учреждений специального типа. Каждая отрасль коррекционной педагогики, на сегодняшний день представляет собой самостоятельную, полноценно развитую область научного педагогического знания. Основными отраслями коррекционной педагогики являются:
Специальная психология – это раздел коррекционной педагогики, занимающийся исследованием процессов образования и воспитания лиц, имеющих отклонения в развитии психического характера.
Этот раздел специальной педагогики занимается исследованием воспитательной работы с людьми, имеющими психические отклонения различного рода – умственно отсталые, неслышащие, незрячие, лица с нарушениями речи и т.д. В зависимости от нарушения и его степени происходит выбор приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса.
Основными задачами специальной психологии являются:
Важное значение в специальной психологии, да и во всей коррекционной педагогике имеет поиск путей компенсации, нарушенных функций. Причем эти пути должны быть эффективными и способствовать достижению задач специальной психологии. Коррекционное обучение и воспитание являются компенсационно ориентированным.
Специальная психология имеет важное педагогическое значение. Она разрабатывает систему образования, воспитания и социальной адаптации для людей с отклонениями в развитии. С ее помощью, избираются наиболее продуктивные методы обучения и профессиональной подготовки граждан.
Тифлопедагогика – это раздел коррекционной педагогики, представляющий собой научное знание о воспитании и обучении граждан с нарушениями зрения.
Нарушение зрения бывает различным: это может быть полная потеря зрения – слепота или частичная потеря зрения – слабовидящие. Эти отклонения коррекционная педагогика рассматривает как психофизические нарушения, оказывающие влияние на процесс становления и развития личности. В зависимости от степени нарушения зрения, тифлопедагогика занимается подбором соответствующих методов и средств организации учебно-воспитательного процесса.
Основными задачами тифлопедагогики являются:
Важная роль в учебно-воспитательном процессе тифлопедагогики отводится обучающему персоналу. Тифлопедагоги должны быть подготовлены к профессиональной работе по обучению детей со зрительными нарушениями. Педагоги проводят специальные коррекционные занятия с детьми, а также проводят работу с родителями, оказывая им помощь и поддержку в воспитании детей с нарушениями зрения.