Педагогика представляет собой достаточно сложное научное знание, имеющее вид системы, состоящей из множества отраслей, каждая из которых имеет вид самостоятельного научного учения. Педагогика является сложной и многогранной наукой. Она прошла длительный путь становления и развития и сейчас имеет вид разветвленной системы научных знаний. Она представляет собой систему наук о воспитании. Отрасли педагогики, так же как и сама наука, имеют длительный исторический путь развития. На его протяжении происходило выделение отдельных отраслей, в зависимости от того или иного этапа общественного развития.
Общая педагогика является фундаментом этой научной системы. Она складывалась и развивалась под воздействием философских концепций. Все отрасли педагогической науки можно условно подразделить на два типа:
Традиционными отраслями педагогики принято считать следующие научные дисциплины:
Каждая отрасль представляет собой обширную систему научных знаний и имеет свое функциональное назначение и направления развития.
Общая педагогика выступает базой для всей системы педагогического учения. Она занимается исследованием фундаментальных закономерностей воспитания и образования. Она базируется на комплексе исследовательских задач, форм, приемов и принципов организации учебно-воспитательного процесса для различных возрастных групп и типов учебных учреждений. Общая педагогика является системой научных знаний, включающих теоретические и практические вопросы обучения, воспитания, организации и планирования построения учебного-воспитательного процесса.
Возрастная педагогика подразделяется на несколько крупных отраслей, которые проводят исследования закономерностей обучения и развития детей, различных возрастных групп: от рождения до совершеннолетия и профессиональной зрелости. Предметом изучения возрастной педагогики является учебно-воспитательный процесс и его организация на разных этапах развития детей. Отраслями возрастной педагогики являются:
Коррекционная педагогика занимается исследованием и анализом деятельности учреждений, дающих образование гражданам с ограниченными возможностями. Такая педагогика также имеет несколько направлений. Она изучает построение учебно-воспитательной работы с глухонемыми, слабослышащими, слепыми, умственно отсталыми гражданами, а также лицами с речевыми нарушениями – логопедия.
Отраслевая педагогика занимается исследованием специфики воспитания и обучения различных социальных групп и профессий, занятых в различных сферах экономики и культуры: военная, спортивная, правовая, производственная и т.д. Производственная педагогика занимается исследованием приемов и методов обучения работающих граждан, повышения их квалификационного уровня и профессионализма, переориентацией на новые средства производства и новые профессии. В современных условиях особенно актуальная переориентация на новые средства производства и новые профессии, поскольку новые технологии внедряются постоянно, производство развивается, появляются новые профессии, требующие быстрого переобучения кадров. Повышение квалификации работников также очень важно, поскольку развитие производства сопровождается внедрением новой техники, средств и технологий производства, которые нужно своевременно освоить и практически реализовать.
Частная педагогика ориентирована на исследование закономерностей и особенностей преподавания отдельных дисциплин.
История педагогики рассматривает этапы исторического становления и развития педагогической науки, ее практические и теоретические аспекты в разные исторические времена, взаимосвязь развития педагогической науки со стадиями общественного развития.
Новые отрасли педагогики развиваются и отделяются от педагогической науки в связи с социально-экономическим развитием общества, научно-техническим прогрессом и совершенствованием педагогических концепций.
Новые общественные тенденции развития приводят к появлению таких отраслей педагогики: