Функционал педагога разделяется на пять основных видов:
Воспитательная функция является неизменной на всем протяжении жизни людей. Распространяется на все группы людей и происходит не зависимо от ситуации. Воспитание происходит каждую минуту, в момент соприкосновения личности с себе подобной личностью. Каждый уголок земли находится в постоянном процессе воспитания. Благодаря воспитанию, личность становится разносторонней и гармоничной в обширной системе приоритетов для развития. Именно поэтому эта функция считается основной.
Обучающий процесс входит в учебный процесс сферы деятельности профессионального педагога. Объединёнными в систему знаниями, ставшими процессом обучения, может пользоваться только квалифицированный специалист. Процесс обучения определяется как главный инструмент воспитания. Педагог во время обучения, развивает в ученике интеллектуальные и познавательные способности, в совокупности поднимая его нравственное и правовое восприятие мира, до требуемого обществом значения. Развитие касается также эстетических чувств воспитанника, его экологическую культуру, трудолюбие и духовный мир.
Коммуникативная функция выстраивает контакт с учеником, за счет взаимного общения, без которого педагогика не может существовать. Через общение происходит воздействие на учеников, координация взаимодействия с коллегами, с родителями учеников, педагог выстраивает весь учебно-воспитательный курс применяя коммуникативные функции.
Организаторская функция в профессиональной деятельности педагога исполняет роль соединяющего звена во взаимодействии с разными группами воспитанников, их родителями, а также коллегами и общественностью. Педагогу требуется организовывать решение всевозможных вопросов, расставляя приоритеты, основываясь на задаче, расставления всех участников действия по своим местам, с целью реализации их потенциалов. Учитель подбирает тематику учебно-воспитательного мероприятия, его участников, их роли и задачи, место проведения, а также ему необходимо выбрать дату и время проведения.
Коррекционная функция выполняется с целью отслеживания результатов учебно-воспитательной работы. Исходя из этих данных, педагог вносит коррективы в дальнейшие действия, с целью достижения поставленного результата. Без проведения коррекционных мероприятий итоговый результат будет не предсказуемым.
В.А. Сластенин вывел совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу, как определение профессиональной готовности к педагогической деятельности. Выделив две стороны:
На учителя возложена высокая миссия по сотворению личности, утвердить человека в человек. Именно поэтому цель педагогического обучения означает постоянное самосовершенствование навыков и личностных качеств в учителе.
Сластёнин Виталий Александрович (5.09.1930-13.06.2010) – российский ученый в области педагогики, заслуженный деятелей науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, член Российской Академии Образования. Основным направлением научной деятельности было изучением области методологии, теории и практики педагогического образования.
Для того, чтобы находиться в постоянном развитии функционала педагогических навыков, учитель нового поколения должен обладать следующими качествами:
Сфера образования, как и другие области материально-духовного производства, приходит к тенденции внутри-профессиональной дифференциации. В результате происходит закономерный процесс дробления труда, проявляющий себя не столько в разделении, сколько в развитии совершенных и эффективных обособленных видов деятельности, охватывающие педагогическую профессию. Процесс разделение видов педагогической деятельности, связан с «усложнением» подходов к обучению, усиление его характера, опираясь на требования социально-экономические условия жизни.
Также обстоятельством стимулирующим эволюцию учителя является повышенный спрос на квалифицированное обучение и воспитание. Развитие нано-технологий, компьютерной индустрии, требуют от человека более глубоких и расширенных знаний в области практических наук. Для этой цели объединяются воедино несколько педагогических дисциплин, которые сочетают в себе психологические навыки, на ровне с технологическими.
Выявление новых функций в педагогической профессии, будет способствовать её эволюции. Основные идеи останутся прежними, к ним добавятся актуальные наработки, способствующие развитию перспективы применения их через 20-30 лет. Актуализация вековых исследований под не типичную функцию, и желание стандартизировать определенными действиями не стандартные задачи, является приоритетной целью для всех педагогических научных институтов мира. И объединение стран в этом вопросе, положит начало новой эры в создании следующих, фундаментальных паттернов в мире образовательно-педагогической науке.