Функциональность педагога многообразна, имеет тонкий баланс на стыке не скольких наук и деятельностей. Выделяют три основные функции педагогики:
Детям, учитель передает знания, которые помогу обрести в современном обществе общечеловеческий опыт, знания и способы их приобретения, используя приемы и методы педагогики. Организация учебного процесса в котором происходит общение ученика и учителя, дополнительно развивают и формируют личность ребенка, в дополнении к личностному воспитанию вне обучающего процесса.
Российский педагог не ограничивается обучающей деятельностью. Участие в школьных и общественных мероприятиях, неформальное общение с воспитанниками, руководительская деятельность в секциях и кружках, приравнивает учителя к общественному деятелю. Выполнение этих социально важных работ, добровольное начало, в процессе которого происходит общественно-педагогический процесс.
Результат педагогической работы напрямую зависит от личности педагога. Константин Дмитриевич Ушинский считал, что личность формируется личностью, характер образовывается в результате учения характером. Учитель и его личность, порождающая его привычки, является отображением на сотни его учеников. Это касается как положительных так и отрицательных моментов.
Константин Дмитриевич Ушинский (19.02.1823-22.12.1870) – основоположник Российской научной педагогики. В основу его педагогической системы включалась идея демократизации народного образования и народное воспитание. Идеи Ушинского отображены в книгах «Детский мир» (1861), Родное слово (1864), «Человек как предмет воспитания».
Труд учителя всегда содержит в себе гуманистическое и общечеловеческое начало. Сознательное введение его в основополагающее начало образовательных начал, в совокупности со стремлением служить, в будущем создало характеристику прогрессивного педагога на все времена. Лев Николаевич Толстой считал, что основное в педагогике это гуманистические направленности к любви и заботе о детях. Он писал о том, что учитель в котором есть любовь к своим ученикам подобной любви матери, отца, во все времена будет лучше, чем то учитель, что не имея любви к ученикам, прочел все книги и выучил все знания. Для него свобода ребенка, была главным принципом который преследует обучение и воспитание. Его мнение о школе и учителях было таким, «если учитель не будет рассматривать школу как казарму с ротой солдат, у которой меняется один командующий за другим» образование станет гуманным. Он призывал использовать новый тип отношений между учителем и учеником, исключающий принуждение, настаивая на том, что личность нужно развивать в первую очередь.
Лев Николаевич Толстой (28.08.1828-7.11.1910) – наиболее известный русский писатель и мыслитель, один из мировых писателей, почетный академик по разряду изящной словесности (1900). Оказал сильное влияние на европейскую гуманность, а также на развитие реалистических традиций в литературе.
Творческая составляющая является важной частью профессии учитель. Количеством творческого присутствия в работе, можно определять вклад собственных сил педагога, его усилия приложенных к действию. Педагогическое творчество состоит из множества характеристик таких как:
Творчество педагога может проявляться не только в результате реализации учебно-воспитательного процесса, но и в развитие своих личностных особенностей и профессиональных.
Результатом деятельность в других профессиях группы «человек-человек», в большей степени является продукт, к созданию которого причастен один человек. В педагогике сложнее выявить вклад каждого из его социального круга развития. Каждый педагог, член семьи, иной источник влияния на преобразование воспитанника, приносит свой вклад.
С усилением коллективных начал в педагогической профессии, появляется понятие «совокупный объект педагогической деятельности». В него входит два понимания:
В широкое понимание учтены школа и другие образовательные учреждения. В узкое понимание круг тех педагогов, которые являются прямыми педагогами определённой группы учащихся.
А.С. Макаренко придавал огромное значение наличию коллективного педагогического начала в системе образования. Он указывал на то, что если будут воспитатели, но не будет их объединения в коллектив, не будет единого плана работы, единого стремления найти общий подход к ребенку, то и не может быть воспитательного процесса.
Определенные личностные особенности каждого члена коллектива, проявляясь, влияют на работоспособность, психическое и физическое состояние. Это явление получило название «психологический климат коллектива».
А.С. Макаренко обнаружил закономерности в результате которых выявляется мастерство учителя обусловленное уровнем педагогической собранностью коллектива. Он считал, что, единый и сплоченный коллектив имеет больше шансов взрастить мастера педагогического ремесла, нежели коллектив в котором отсутствует целостность в решениях, где властвует у каждого свое мнение.
Антон Семенович Макаренко (1.03.1888-1.04.1939) – советский педагог и писатель. Ассоциация ЮНЕСКО в 1988 году отнесли А.С. Макаренко к четырем педагогам (Д.Дьюи, Г. Кершенштейнер, М. Монтессори) которые определили способ педагогического мышления для XX века. Достиг выдающихся достижений в образовании и воспитании подростков, беспризорников и их семей. Подготавливая их к дальнейшей успешной социализации.