Самые первые системы воспитания появились еще в античные времена, т.е. примерно в VI-V века до нашей эры. Науке известно существование римских, афинских и спартанских школ. При этом следует отметить, что каждая из их имела свои особенности как в целеполагании и содержании обучения, так и в применяемых методах. Основы педагогики, заложенные в эти годы развития человечества, остаются ключевыми принципами воспитания и обучения в современном обществе.
Ученые о воспитании:
На Руси, с киевских времен, преобладало семейное воспитание детей в контексте подготовки к труду и выполнению оподленной социальной роли. Особое значение в воспитании имели церковные православные традиции.
Средства обучения: элементы народной культуры (пестушки, потешки, загадки, скороговорки, народные игры), церковные обряды и каноны.
Основным педагогическим трудом того времени по праву можно считать труд «Поучение Владимира Мономаха своим детям» (примерно XII век), а также труд «Гражданство обычаев детства» под авторством Епифанием Славницким (XVIII век), в котором излагались правила поведения человека в обществе (от личной гигиены до поведения в тех или иных ситуациях).
Вообще, именно в XVIII веке наблюдается активное развитие образования, вызванное влиянием реформ, проводимых Петром I., хотя как самостоятельный элемент образования, дошкольное воспитание еще не выделялось.
Проблемы педагоги находили отражение в трудах таких ученых, как М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой. Н.И. Новиков, К.Д. Ушинский.
Так, например, в статье Н.И. Новикова «Для распространения общих полезных знаний и всеобщего благополучия» были сформулированы основные правила воспитания детей для родителей. К. Д. Ушинский подготовил книгу для детского чтения «Родное слово», которая сохраняет свою актуальность до сих пор.
В первой половине XIX в. в России появился целый ряд общественных деятелей и педагогов, каждый из которых внес свой вклад в развитие педагогики в целом и дошкольной педагогики в частности.
В.Г. Белинский: о необходимости умственного и физического развития дошкольников, наглядности обучения и детских игр, эстетического воспитания.
К. Д. Ушинский: о преобладании семейного воспитания и создании системы дошкольного общественного воспитания.
1866 г. – появление такие образовательные заведения, как «народный детский сад» для детей горожан из низших слоев населения в Санкт-Петербурге.
1871 г. – создание общества по содействию первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста в Санкт-Петербургское, которое проводило курсы и лекции по дошкольному воспитанию для женщин, работающих воспитательницами в детских садах и семьях.
1913 г. - в свет вышла книга Е.И. Тихеевой «Родная речь и пути ее развития», которая неоднократно переиздавалась, в том числе и в довоенном СССР.
Е.Н. Водовозова: ей подготовлена и опубликована книга «Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до школьного возраста», предназначенная для матерей и воспитателей, работающих в детских дошкольных учреждениях.
Е.И. Тихеева: занималась изучением вопросов методики и дидактики начального обучения. Ей создана теорию дошкольного воспитания, основанная на преемственности воспитания в детском саду, семье, школе. При этом важное значение отводилось развитию речи у дошкольников, их сенсорного развития. Ключ успеха воспитания: разумная дисциплина и четкий режим дня как средства развития воли. Ратовала за специальную профессиональную подготовку воспитателей.
Датой основания государственной системы дошкольного образования считается 20.11.1917 г., когда была принята «Декларация по дошкольному воспитанию», в которой были определены принципы данной ступени образования.
Главные принципы, провозглашенные декларацией 1917 г., – доступность и бесплатность общественного воспитания детей дошкольного возраста.
1918 г. – открытие второго Московского государственного университета, на базе которого было организовано дошкольное отделение при педагогическом факультете.
1919 г. – состоялся первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию.
1928 г. – вышел первый выпуск ежемесячного научно-методического журнала «Дошкольное воспитание».
1934 г. – принята «Программа работы детского сада».
1938 г. – опубликованы «Устав детского сада», в котором были отражены структура, задачи и особенности деятельности дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада» с методическими указаниями по работе с детьми.
1941-1945 гг. – вынужденный перерыв в развитии дошкольного образование, но шла активная поддержка, вызванная нуждами государства, находящегося в военном положении.
1945-1948 гг. – полностью восстановлены все разрушенные учреждения дошкольного образования, постепенно укреплялась их материально-техническая база, решались вопросы укомплектованности кадрами.
1959 г. – пересмотрено «Руководство для воспитателей», в котором по-новому были изложены многие вопросы воспитательной и образовательной работы в дошкольных учреждениях.
В «Руководстве для воспитателей» от 1959 г. рекомендовано проводить обучение детей на занятиях, т.е. с использованием организованной формы, а сам материал образовательной программы определялся для каждой возрастной группы детского сада и был рассчитан на определенное количество занятий.
1973 г. – Верховным Советом СССР приняты «Основы законодательства СССР и союзных республик о народном образовании», где были определены не только задачи дошкольного образования, но и принципы организации дошкольных учреждений и управления ими.
На сегодняшний день ступень дошкольного образования рассматривается как один из главных образовательных резервов в нашей стране. С позиции научно-психологического понимания именно детство выступает закономерной последовательностью необходимых этапов развития личности.
1989 г. – принята «Концепция дошкольного воспитания», которая определила ключевые позиции обновления детского сада.
1991 г. - принято «Временное положение о дошкольных учреждениях», в котором основными функциями дошкольных образовательных учреждений закреплены охрана и укрепление физического здоровья детей, обеспечение их личностного и интеллектуального развития, забота об их эмоциональном благополучии.
1992 г. – принят Закон РФ «Об образовании», определивший правовой статус ДОУ, их обязанности и функции.
2010 г. – принят ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования».
2013 г. утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который призван урегулировать отношения в системе российского образования, возникающие в процессе реализации образовательной программы дошкольного образования (ОПДО).
Утверждение ФГОС ДО стал новой ступенью в развитии системы дошкольного воспитания и образования. В этом документе были сформулированы основные требования к условиям реализации ОПДО, а именно к следующим условиям реализации программы:
Подводя итог, отметим, что дошкольное образование в России – обеспечение физического, интеллектуального и личностного развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Дошкольное образование осуществляется как правило в учреждениях дошкольного образования, учреждениях дополнительного образования детей, но может осуществляться и дома в семье.