Основы народной педагогики


Основы народной педагогики

Понятие народной и семейной педагогики

Определение 1

Народная педагогика – это не просто отрасль педагогических знаний и опыта народа, которая отражается в доминирующих взглядах на цели, задачи, средства и методы воспитания и обучения, а это и неисчерпаемый источник учебно-воспитательной мудрости, это система народных знаний и опыта, которая объединяет такие важные сферы, как семейное воспитание, этику добрососедства, влияющих на формирование национального достоинства и самоуважения, являясь важными составляющими национального сознания, то есть осмысленного, «когнитивного» отношения к себе, к своему народу, своему государству, истории, культуре, языку.

Трудно переоценить значение функций народной педагогики. Ведь благодаря ей передаются и приумножаются материальные и духовные культурные достижения народа, утверждаются национальная самобытность и самосознание нового поколения.

Выработанные веками традиции человеческого общежития у всех народов имеют единственно-этическую основу, суть которой – социальное объединение людей ради выживания и прогресса. Поэтому, безусловно, народная педагогика выступает одним из основных факторов, влияющих на формирование национального сознания. Содержанием обучения и воспитания народной педагогики считается реальный процесс повседневной бытовой и трудовой жизни людей. Опираясь на многочисленные труды педагогов, можно смело утверждать, что на формирование личности наибольшее влияние имеют семья, в которой живет и воспитывается ребенок, школа и общество.

Определение 2

Родительская семейная педагогика – составная часть народной педагогики, в которой сосредоточены знания и опыт по созданию и сохранению семьи, семейных традиций (трудовых, нравственных, художественных).

Семья выступает доминирующим институтом в формировании личности ребенка. В нормальной семейной обстановке ребенок вырастает доброжелательным, гуманным, уравновешенным, способным к сочувствию, оптимистичным, с чувством юмора, с усвоенными нравственными правилами и сложившимися общечеловеческими ценностями.

Семья прививает детям любовь к родному языку, к родному краю, к народным и религиозным традициям, обычаям, обрядам, государственным стремлениям. Участие в национально-освободительной борьбе, национально-культурные стремления объединили родителей, родственников и детей. Основой воспитания стала народная педагогика с ее проверенными веками методами и средствами формирования национального сознания. Главным условием эффективности формирования национального сознания детей стали признаваться сотрудничество, взаимная поддержка семьи и школы. Поэтому стоит отметить, что народная педагогика имеет достаточно высокий авторитет.

Теория обучения и воспитания народной педагогики

Народная педагогика имеет свою теорию обучения и воспитания.

Замечание 1

Теоретические положения народной педагогики специфичны, ее идеи сформулированы, конечно, не научно-педагогической терминологией, а в доступной и понятной для каждого россиянина форме – они отражены в материальных и духовных достижениях культуры, прежде всего, национальной, которая воплощается в сказках, легендах, колыбельных песнях, обрядах.

Народное творчество наиболее зримо присутствует в обычаях, в народной музыке, в декоративно-прикладном искусстве и невидимо присутствует оно в образе деятельности и поведении. Фольклор синтезирует поэзию, танец и пение, кодируя ментальность народа, отличая один народ от другого. Фольклор как явление возвышается из глубины этнической духовности и влияет на развитие, как классической, так и массовой культуры.

Если в начале XIX в. звучали пессимистические прогнозы относительно перспектив развития народного творчества, то дальнейшие исследования фольклористов свидетельствуют, что на протяжении развития русская традиционная культура обогатилась новыми жанрами и трансформировалась в различные виды профессионального искусства. Интерес к обрядам и обычаям объясняется стремлением осознать свою национальную неповторимость и уникальность. Именно сегодня актуализируется роль фольклора в развитии и консолидации нации.

Существует много примеров уничтожения этносов, их языка и национальной культуры. Оставаясь в сознании ряда деятелей, несмотря на неблагоприятные условия, народная культура возникала посредством идентификации с русским этносом (нацией) и возрождением национальных традиций.

Под этнической (национальной) идентификацией понимается осознание тождества общих генетических психологических черт поведения, произведенных на базе общей территории проживания, языка, культурных традиций и тому подобное. Проблема национальной идентичности, по своей сути философская, относится также к ряду культурологических, прежде всего к тем, у которых разработаны стандарты (стандарты) этносоциального поведения. В этом ракурсе привычки, вкусы, историческая наследственность, ритуалы, традиции, обряды, артефакты определяют конкретные сообщества во времени и пространстве.

Славянские первоосновы в педагогике

В славянском фольклоре выделяются две вековые идеи, которые определяют сущность его нравственного начала – прославление добра, положительного героя, запрет на зло в человеческих отношениях.

Добро и зло не могут быть реальными без добрых людей и их добрых дел – такая идея песен, сказок, рассказов. Все запреты (табу) в фольклоре выходят из исконно произведенных представлений о добре и зле. Не менее действенным средством народной педагогики является игра. Ведь в игре отражаются расовое и национальное влияния. Также игра является указателем характера и темперамента человека.

Так, русская народная игра включает в себя некоторые земледельческие моменты, в ней ребенок драматизирует взрослую жизнь. Игра является средством привлечения к труду и физическому развитию. Важное место в системе национального воспитания отводится воспитанию родным словом, ведь язык является национальному признаку. Язык выступает главным фактором консолидации нации. Усваивая язык с самого раннего возраста, дети постепенно становятся носителями национального содержания, духа.

Замечание 2

Итак, народная педагогика, основанная на принципах национальных ценностей, традиций, обычаев, национального педагогического наследия, является стратегической основой национального образования, которая предусматривает, что содержание, формы и методы обучения и воспитания должны строиться с учетом тысячелетней истории, исконной культурно-исторической традиции русского народа на основе национальной культуры, обогащенной лучшими достижениями мировой



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :