Народная педагогика – это не просто отрасль педагогических знаний и опыта народа, которая отражается в доминирующих взглядах на цели, задачи, средства и методы воспитания и обучения, а это и неисчерпаемый источник учебно-воспитательной мудрости, это система народных знаний и опыта, которая объединяет такие важные сферы, как семейное воспитание, этику добрососедства, влияющих на формирование национального достоинства и самоуважения, являясь важными составляющими национального сознания, то есть осмысленного, «когнитивного» отношения к себе, к своему народу, своему государству, истории, культуре, языку.
Трудно переоценить значение функций народной педагогики. Ведь благодаря ей передаются и приумножаются материальные и духовные культурные достижения народа, утверждаются национальная самобытность и самосознание нового поколения.
Выработанные веками традиции человеческого общежития у всех народов имеют единственно-этическую основу, суть которой – социальное объединение людей ради выживания и прогресса. Поэтому, безусловно, народная педагогика выступает одним из основных факторов, влияющих на формирование национального сознания. Содержанием обучения и воспитания народной педагогики считается реальный процесс повседневной бытовой и трудовой жизни людей. Опираясь на многочисленные труды педагогов, можно смело утверждать, что на формирование личности наибольшее влияние имеют семья, в которой живет и воспитывается ребенок, школа и общество.
Родительская семейная педагогика – составная часть народной педагогики, в которой сосредоточены знания и опыт по созданию и сохранению семьи, семейных традиций (трудовых, нравственных, художественных).
Семья выступает доминирующим институтом в формировании личности ребенка. В нормальной семейной обстановке ребенок вырастает доброжелательным, гуманным, уравновешенным, способным к сочувствию, оптимистичным, с чувством юмора, с усвоенными нравственными правилами и сложившимися общечеловеческими ценностями.
Семья прививает детям любовь к родному языку, к родному краю, к народным и религиозным традициям, обычаям, обрядам, государственным стремлениям. Участие в национально-освободительной борьбе, национально-культурные стремления объединили родителей, родственников и детей. Основой воспитания стала народная педагогика с ее проверенными веками методами и средствами формирования национального сознания. Главным условием эффективности формирования национального сознания детей стали признаваться сотрудничество, взаимная поддержка семьи и школы. Поэтому стоит отметить, что народная педагогика имеет достаточно высокий авторитет.
Народная педагогика имеет свою теорию обучения и воспитания.
Теоретические положения народной педагогики специфичны, ее идеи сформулированы, конечно, не научно-педагогической терминологией, а в доступной и понятной для каждого россиянина форме – они отражены в материальных и духовных достижениях культуры, прежде всего, национальной, которая воплощается в сказках, легендах, колыбельных песнях, обрядах.
Народное творчество наиболее зримо присутствует в обычаях, в народной музыке, в декоративно-прикладном искусстве и невидимо присутствует оно в образе деятельности и поведении. Фольклор синтезирует поэзию, танец и пение, кодируя ментальность народа, отличая один народ от другого. Фольклор как явление возвышается из глубины этнической духовности и влияет на развитие, как классической, так и массовой культуры.
Если в начале XIX в. звучали пессимистические прогнозы относительно перспектив развития народного творчества, то дальнейшие исследования фольклористов свидетельствуют, что на протяжении развития русская традиционная культура обогатилась новыми жанрами и трансформировалась в различные виды профессионального искусства. Интерес к обрядам и обычаям объясняется стремлением осознать свою национальную неповторимость и уникальность. Именно сегодня актуализируется роль фольклора в развитии и консолидации нации.
Существует много примеров уничтожения этносов, их языка и национальной культуры. Оставаясь в сознании ряда деятелей, несмотря на неблагоприятные условия, народная культура возникала посредством идентификации с русским этносом (нацией) и возрождением национальных традиций.
Под этнической (национальной) идентификацией понимается осознание тождества общих генетических психологических черт поведения, произведенных на базе общей территории проживания, языка, культурных традиций и тому подобное. Проблема национальной идентичности, по своей сути философская, относится также к ряду культурологических, прежде всего к тем, у которых разработаны стандарты (стандарты) этносоциального поведения. В этом ракурсе привычки, вкусы, историческая наследственность, ритуалы, традиции, обряды, артефакты определяют конкретные сообщества во времени и пространстве.
В славянском фольклоре выделяются две вековые идеи, которые определяют сущность его нравственного начала – прославление добра, положительного героя, запрет на зло в человеческих отношениях.
Добро и зло не могут быть реальными без добрых людей и их добрых дел – такая идея песен, сказок, рассказов. Все запреты (табу) в фольклоре выходят из исконно произведенных представлений о добре и зле. Не менее действенным средством народной педагогики является игра. Ведь в игре отражаются расовое и национальное влияния. Также игра является указателем характера и темперамента человека.
Так, русская народная игра включает в себя некоторые земледельческие моменты, в ней ребенок драматизирует взрослую жизнь. Игра является средством привлечения к труду и физическому развитию. Важное место в системе национального воспитания отводится воспитанию родным словом, ведь язык является национальному признаку. Язык выступает главным фактором консолидации нации. Усваивая язык с самого раннего возраста, дети постепенно становятся носителями национального содержания, духа.
Итак, народная педагогика, основанная на принципах национальных ценностей, традиций, обычаев, национального педагогического наследия, является стратегической основой национального образования, которая предусматривает, что содержание, формы и методы обучения и воспитания должны строиться с учетом тысячелетней истории, исконной культурно-исторической традиции русского народа на основе национальной культуры, обогащенной лучшими достижениями мировой