Основы дефектологии


Основы дефектологии

Зарождение основ дефектологии в России

Определение 1

Дефектология – это раздел медицины, который отвечает за изучение психофизических особенностей, проявляющихся в развитии детей с психическими, физическими недостатками. Анализирует закономерности их обучения и воспитания.

Воспитательный и обучающий процесс направленный на детей с психофизическими и умственными отклонениями, включен в государственную систему, характеризующая себя как единая в народном образовании, которая была создана в СССР. В настоящее время в нашей стране действует научно обоснованная система определённого образования для детей с аномальными отклонениями, она разрешает задачи связанные не только с общеобразовательной средней школой, но и со специфическими, которые включаются в создание благоприятных условий обучения детей с аномальными отклонениями.

В дореволюционной России существовало не большое количество учебных заведений приютного типа. Как правило финансирование осуществлялось за счет частных пожертвований, и подобные учреждения могли охватить всего лишь 5-6% детей с дефектами.

После Октябрьской Революции советское государство начинает обращать больше внимания на обучение и воспитание детей с аномальными отклонениями. В 1918 году, все специальные учреждения для детей с дефектами, были включены в общегосударственную систему народного образования, и финансировались впредь государством а не частными пожертвованиями. В.И.Ленин 10 декабря 1919 года, подписал документ о регулировании и определении функций народных комиссаров просвещения, здравоохранения и юстиции, в отношении воспитания, обучения и максимально эффективного лечения детей, с психофизическими, умственными, отклонениями.

Ряд проведенных съездов в 20-х годах XX века по темам здравоохранения и взаимодействия с детской дефектологией, имели внушительное воздействие на создание специальной системы образования в СССР, которая выделила дефектологию в отдельную, полностью самостоятельный раздел знаний.

Замечание 1

Важнейшим событием, которое произошло в 1929 году, стало создание первого в стране научно-учебного центра, в котором осуществлялось изучение, создание, обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии. ЭДИ (Экспериментально-дефектологический институт) возглавляли советский ученый И.И. Данюшевский, он являлся директором, и научный руководитель Л.С. Выгосткий, также с ними плотно взаимодействовал декан первого в мире высшего учебного учреждения, занимавшегося подготовкой педагогов-дефектологов Д.И. Азбукин.

Современная образовательная система и дефектология

В современной России существует десять специальных образовательных учреждений для детей с аномальными отклонениями в развитии, которые объединены в сеть. Также существуют отдельные учебные заведения и классы, предназначенные для детей со сложными дефектами в развитии, к примеру, школа-интернат, который предназначен для слепоглухонемых детей, находящийся в городе Загорск.

В каждом подобном учреждении обучение проводится по специальным методикам, программам, учебно-наглядным пособиям, которые разрабатываются в Научно-исследовательском институте дефектологии при Академии педагогических наук СССР, а также на кафедрах дефектологических наук, образованных в педагогических институтах.

Не смотря на обширную систему специальных учреждений для детей с дефектами, все же существуют проблемы связанные с отбором таких детей, на основе актуальных достижений в медицине, психологии, дефектологии.

Отбор осуществляет специальная медико-педагогическая комиссия, в состав которой входят специалисты из различных профессий:

  • Врачи-педиатры;
  • Психоневрологи;
  • Педагоги-дефектологи;
  • Оториноларингологи (по мере необходимости);
  • Офтальмологи (по мере необходимости).

Все участники комиссии выявляют или уточняют медицинский диагноз, выделяя при этом дефекты, которые присутствуют в ребенке, и, отделяя их от остальных похожих состояний, при необходимости могут назначить стационарное лечение.

Психолог совместно с педагогом-дефектологом, определяют суть затруднений, которые возникают у ребенка в процессе обучения, их причины и характер неуспеваемости, проверяют уровень речи и характер нарушения в ней.

Рассмотрев все полученные данные, проведя анализ со всех сторон, комиссия делает выводы, касаемо обнаруженной аномалии в общем её понимании, и определяет для каждого ребенка характерное этим аномалиям специальное учебное заведение.

Замечание 2

Проблема социально-трудовой адаптации выпускников специальных образовательных учреждений, является главной на сегодняшний день. Ведь от этого зависит будущее ребенка. Именно поэтому на старших степенях образования, больше 40% обучающего времени уделяется профессиональной ориентации детей, развитию у них эстетического вкуса, что позволяет выявить их интересы и направленности, склонности, потенциальные возможности.

Благоприятные условия для развития детей с дефектами развития

Дети с аномальными отклонениями в развитии, очень чувствительны к неблагоприятным влияниям и состояниям, таким как: болезненные процессы, психические перегрузки, стрессы, в связи с этим компенсаторные механизмы разрушаются. Что приводит к снижению работоспособности и замедлению развития. Это приводит к ослаблению и неустойчивости психических процессов. Поэтому необходимо создать для ребенка с дефектами благоприятную сферу, в которой будут преобладать следующие условия:

  • Система воспитания и обучения организована правильно, с учетом построения обучения на основе специальных методов и приемов, использующихся в коррекционно-воспитательной работе.
  • Используется принцип обледенения обучения и труда, с целью разностороннего гармоничного формирования умственных и физических способностей у детей с дефектами.
  • Организованы правильные взаимоотношения между педагогами и учащимися, а также в детском коллективе.
  • Правильно организован режим отдыха и учебы детей, который исключает возможность перегрузки учебными занятиями.
  • Применяемые методы обучения чередуются между собой, воздействуя на повышение активности и самостоятельности у детей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :