Гармоничное и всестороннее развитие личности, как основная цель воспитательного процесса, наполнение ее духовного мира, развитие творческого мышления, интересов и способностей во многом определяется условиями их протекания, начиная с самого рождения ребенка.
Становление личности происходит постепенно, с течением времени под воздействием множества процессов и явлений, происходящих вокруг него и в нем самом, в его душе, в его мыслях, т.е. от многих факторов, влияющих на формирующиеся особенности личности.
Фактором считается процесс или явление, привносящий какое-либо изменение в процесс развития, это условие и движущая сила развития личности.
Факторов, влияющих на развитие, достаточно много. Рассмотрим основные.
Только что рожденный ребенок уже имеет багаж каких-либо задатков или предпосылок, подаренных природой. Ученые педагоги и психологи основываются на данных науки биологии и генетики, а именно, на хромосомную теорию наследственности, которая говорит о том, что каждый человек с рождения обладает определенным набором генов – генотипом, отвечающим, с педагогической точки зрения, за индивидуальность человека, в том числе, за наличие или отсутствие тех или иных способностей, за типологию нервной системы и, в целом, за все индивидуально-психологические особенности. Присутствующие в генотипе предпосылки, так или иначе, в процессе развития переходят в разряд способностей.
Однако, стоит помнить, что все эти предпосылки без участия воли самого человека не приведут к великим успехам. Т.е., далеко не всегда, человек, владеющий набором каких-либо задатков, достигнет успеха в области этой деятельности, если сам не будет/не захочет приложить старания и усилия для переведения задатков в способности. Или же наоборот, человек, не имеющий природных предпосылок к какой-либо определенной деятельности или имеющий их в слабо выраженной форме, может достичь вершин, проявляя усилия воли для достижения результата.
Человек с рождения, с детства живёт и воспитывается в определённых условиях, которые накладывают свой отпечаток на развитие личности, в определенной социально-культурной среде.
В данном случае, под средой подразумевается комплекс условий и обстоятельств, которые окружают человека.
Выделяют:
Однако, влияние на человека оказывает не все, что его окружает, а то, на что он обращает внимание, что входит в его сознание и что он, в конечном счете, усваивает.
У каждого своя индивидуальная ситуация развития, но влияют на него не просто окружающие его факторы и сложившиеся условия, а, в большей степени, его отношение к ним.
Таким образом, в одной и той же средовой обстановке разные люди развиваются по разному, по разному ее усваивают. И один и тот же человек, окажись он в другой среде, развивался бы совсем по другой схеме.
Воспитание является основным, выделяющимся фактором становления человека как личности, т.к. именно оно целенаправленно и планомерно ведет человека (ребенка) на более высокие качественные ступени развития.
Процесс воспитания это организованная система целенаправленного воздействия на человека и личность, осуществляемая по специально разработанным и научно обоснованным программам и планам развития. Основная задача этого процесса заключается в развитии («запуске») в ребенке механизмов саморегуляции, самовоспитания и саморазвития.
Во большинстве своем, каждый человек – творец самого себя как личности. Не смотря на то, что в нем с рождения уже имеются какие-то индивидуальные генетически заложенные предрасположенности, несмотря на среду, в которой он живет и развивается, не смотря на программу воспитания, которую для него придумали или составили, человек остается вправе выбирать, осознанно или неосознанно, себе сам свой индивидуальный план развития. Этим объясняется еще один фактор – Собственная активность личности, который не все авторы выделяют в отдельный. Сюда относятся подражание, обучаемость, самообразование и самовоспитание.
По другой классификации, рассматривающейся в педагогике, можно выделить внутренние и внешние факторы.
Личность человека развивается, воспринимается и оценивается как единое целое. Все факторы, действующие на ее развитие, имеют неравнозначное влияние. Но при адекватном и согласованном воздействии развивается гармоничная личность. Если же происходит какой-то сбой в этом процессе и один из факторов выходит далеко вперед, а другой, наоборот, заметно снижает свое влияние, появляется искажение- дисгармоничное развитие. При резко недостаточном влиянии нескольких видов факторов может произойти ситуация недостаточного развития личности.