Эстетическое воспитание фольклором


Эстетическое воспитание фольклором

Сущность и основные понятия фольклорного творчества

Понятие "фольклора", что означает в переводе с английского "народная мудрость", появилось в середине девятнадцатого столетия. Сначала это понятие охватывало духовный (верование, танец, песня), и материальный (одежда, быт) аспекты народной культуры.

В настоящий момент наука в основном называет фольклором словесный вид народного творчества.

Определение 1

Фольклорные жанры представляют собой устное творчество народа и его художественную коллективную творческую деятельность, в которой отразились жизненные обстоятельства, мировоззрение, эстетическая сторона жизни.

Фольклор включает в себя:

  • народное поэтическое творчество (предание, песня, частушка, анекдот, сказка),
  • народное музыкальное творчество (песня, пьеса, инструментальный наигрыш),
  • театральное народное творчество (драма, сатирическая пьеса, кукольный театр),
  • танцы,
  • архитектурное народное творчество,
  • изобразительные и декоративно-прикладные виды искусства.

Фольклорное творчество основывается на коллективной традиции, определяет общественные надежды и чаяния, адекватно выражают культурную и национальную самобытность.

Фольклор: характеристика специфических черт

Коллективность - важнейшая специфическая черта народного устного творчества. Фольклорное творчество способно выразить мысли и чувства определенной группы, создано и распространено коллективно. Но личностное творчество также играет важную роль. Отдельными мастерами совершенствуется и приспособляется к новым условиям существующие тексты, создаются песни и частушки, которые по законам фольклорного жанра распространяются уже без имени автора. В процессе коллективного творчества усовершенствуются песни, сказки, легенды, пословицы, поговорки. Народное поэтическое творчество постоянно отбирается и шлифуется: выбрано и сохранено народом лучшее, что сходится с его мыслью и эстетическим взглядом. Коллективизм фольклора не противопоставлен индивидуальному творчеству.

Замечание 1

Фольклор органично соединяет коллективное и индивидуальное, так как коллективизм не мешает проявлению индивидуальных способностей сочинителя и исполнителя.

Коллективность в народном творчестве органично вливается в устную форму существования фольклорного жанра. Появление фольклора произошло раньше появления письменности, поэтому первоначально он существовал только в устной форме. Народная поэзия, например, существует в устной форме, таким образом появляются варианты одних и тех же фольклорных произведений. Так появилась еще одна специфическая фольклорная черта, называемая вариативностью.

Фольклорным произведениям присуща и специфическая форма, что является их существенным отличием от произведений художественной литературы. Сюда можно отнести традиционную поэтику, выработанную народом на протяжении всего исторического развития человечества, также традиционную народную символику, постоянный эпитет, метафору, что придает своеобразный колорит.

Фольклор: воспитательные задачи

Фольклорное творчество углубляет знания о народной нравственной культурной традиции ее прошлого и настоящего. Это и быт, и традиции, и обычаи своего и соседних народов.

Фольклор помогает усваивать нравственные, культурные, поведенческие нормы и ценности, заложенные в культурных традициях народов. Нравственно-поведенческая норма и ценность выражается через систему образов. Школьник раскрывает характер сказочного персонажа, понимая различие между хорошим и плохим; вникает в суть поступка главного героя, выражает свою симпатию и антипатию, постигает народную мудрость о человеческой красоте. Пословица и поговорка сообщает о поведенческой норме.

Фольклор воспитывает уважительное отношение к культурным особенностям собственного этноса, вырабатывает толерантное отношение к другой этнической культуре.

Фольклор развивает эстетический вкус. Дети чувствуют красоту народных мыслей, у них возникает потребность общаться с народом. Он понимает средства, используемые народом в своем творчестве, применяет их в дальнейшей жизни.

Ведущие фольклорные жанры и их воспитательные функции

Любой фольклорный жанр группируется на три разновидности (как и в литературных произведениях): драматический, прозаический, песенный.

Любая разновидность фольклора начинается с малого жанра: загадка, пословица, поговорка. Пословица носит назидательный характер, является меткой и образной, типизирует различное жизненное явление. По форме представляет собой законченное предложение. Пословица хорошо закрепляется в памяти, и являются этнопедагогическим средством. Их отличают разные созвучия, рифмы, ритмика. Пословицы носят яркий педагогический характер. Пословицы поучают, наставляют детей и молодежь добрыми нравами, содержат педагогический совет, констатирующий воспитательный результат. Пословицы мотивируют и аргументируют человека на процесс самосовершенствования.

Загадка замысловато, поэтически описывает какой-либо предмет или явление. Загадки основываются на одних и тех же признаках:

  • описание замысловатого характера, которое подлежит расшифровке;
  • описание оформляется вопросительным предложением;
  • описание является лаконичным и ритмичным.

Загадка развивает мыслительную деятельность ребенка, приучает его к анализу предметов и явлений из разной области окружающего мира. Загадка обогащает ум ребенка знаниями о природе, бытовыми особенностями народа. Загадка развивает память детей, его образное мышление, быстроту умственной реакции. Учит детей сравнению признаков различного предмета, находит общее, тем самым обучает классификации предметов; формирует основу теоретической творческой мыслительной деятельности.

Поговорки являются простейшими поэтическими произведениями, самостоятельно переходят в живую речь, отличаются образным намеком. Поговорки отличаются от пословиц тем, что не содержат обобщающего поучительного смысла. Это сравнительное или иносказательное высказывание, содержащее житейский опыт народа. Поговорка часто применяет образные сравнения.

Песенный фольклорный жанр представлен эпической песней и балладой, обрядовой и лирической песней, частушкой, трудовой песней, импровизацией.

Песня является сложной формой в народном поэтическом творчестве. Песня прививает любовь к прекрасному, вырабатывает эстетический взгляд и вкус. Песня поэтизирует все стороны народной жизни, воспитывает подрастающее поколение. Любое событие народной жизни сопровождалось песнями. Песня выражает этические и эстетические личностные стороны.

Таким образом, фольклорное творчество развивает речевые характеристики детей, способно влиять на их духовное развитие, фантазию и воображение. Каждая жанровая фольклорная форма учит определенной нравственной норме. Например, при помощи волшебной сказки развивается смекалка и фантазия ребенка. Через пословицы и поговорки дети перенимают народную мудрость, создававшуюся и накопленную веками.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :