Эстетическое воспитание в библиотеке


Эстетическое воспитание в библиотеке

Детская библиотека занимает важное место в комплексной структуре нравственно-эстетической воспитательной деятельности. А сказка развивает творческие способности ребенка и всецело воспитывает его.

Структура процесса эстетического воспитания в детской библиотеке

Именно с детских лет начинается дорога человека в мир прекрасного. С младшего возраста необходимо прививать нравственное и эстетическое чувство, развивать способности к восприятию прекрасного и художественного, потому что в этом возрасте личность формируется, закладывается ее мировоззренческая основа.

Ребенок всесторонне развивается, читая художественную литературу, и конечно, классику. Он обогащается эмоционально и нравственно, приобщается к духовным ценностям человечества, учится посредством искусства понимать людей и жизненные явления, процессы. Тем не менее, у младших школьников отсутствует интерес к классической литературе, что можно увидеть в материалах исследований, периодической печати, наблюдений педагогических работников, сотрудников библиотек. Подобную ситуацию нужно исправить в самое ближайшее время.

Многоплановая система нравственного и эстетического воспитательного процесса особую роль отводит детской библиотеке. Там нравственно-эстетическое воспитание приобщает к книгам, создает и развивает любовь к чтению, развивается любознательность, творческая инициатива, дети вдумчиво относятся к содержанию литературного произведения. Посредством детской литературы юный читатель приобщается к прекрасному, ощущает красоту окружающей действительности, испытывает чувство радости и удовлетворения. Литература воспитывает юное поколение, это является ее важнейшей функцией.

Требования к профессиональным качествам педагога-библиотекаря

Замечание 1

Задача нравственной и эстетической воспитательной деятельности младшего поколения, являясь вестма актуальной, требует постоянного совершенствования практических навыков библиотек для развития у ребенка образного и ассоциативного мышления правильного восприятию художественных произведений.

Участвуя в нравственном и эстетическом воспитании ребенка, библиотекарь должен владеть вопросами детской психологии, разделять устремления и взгляды школьников, организовать благоприятные условия по формированию нравственных и эмоциональных чувств детей.

Библиотечная работа предоставляет условия и возможности педагогам-библиотекарям для воспитательного развития маленьких читателей. Но осуществиться такой процесс может только тогда, когда библиотекари используют в своей работе творческий подход, любят детей и знают книги; дети делятся с библиотечными работниками впечатлениями по прочитанным произведениям, с радостью идут в библиотеку, чувствуя, что их ждут. Необходимо четко продумать и спланировать работу по эстетическому и нравственному воспитанию.

Влияние сказки на процесс эстетического и нравственного воспитания

С раннего возраста у детей развиваются творчество и фантазия. Ребенок воспринимает персонажей не как литературный образ, а как живого человека. В десятилетнем возрасте ребенок высоко восприимчив к словесности и различным сферам искусства. В этом возрасте ребенком достигается определенный рубеж, когда он становится читателем.

Для любого человека сказочный жанр является теплым напоминанием о детстве. Сказочные жанры занимают важное место в формировании творческих способностей ребенка, а также воспитывают в них нравственные и эстетические чувства.

Сказка развивает мыслительный процесс ребенка, вводит его в особый мир чудесного переживания. Раз за разом ребенок воспроизводит в своем воображении удивительное событие и сказочный образ, видит ее героев в разнообразной ситуации.

Замечание 2

учитывая специфическое ее восприятие юными читателями, именно сказка является основным материалом для проведения воспитательных мероприятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Сказка используется при проведении выставок, литературных викторин, различных опросов. Как показывают многочисленные исследования, сказочный жанр является одним из самых любимых у детей, так как:

  • психология сказочного жанра сходна с детским мыслительным образом, тяготение к противоположной крайности;
  • сказочный жанр реализует неудовлетворенные желания;
  • страх преодолевается благодаря разрешению сказочного конфликта;
  • сказочный жанр удовлетворяет возрастные потребности (игра, перевоплощение).

Воспитательная деятельность детской библиотеки

Библиотека, обслуживающая детей, совершенствует способы работы с книгами, создает читательский клуб по интересам, читательскую конференцию, литературную игру, выставку, приуроченную к какому-либо празднику. Высокий результат в работе с детьми зависит от множества обстоятельств:

  • грамотно использовать дифференцированный подход при индивидуальном и массовом мероприятии;
  • качество литературных произведений, предлагаемых детям;
  • соответствие литературы возрастной возможности;
  • цели и задачи организаторов мероприятий.

Таким образом, привлекать школьников к чтению лучшей литературы, классических художественных произведений просто необходимо. Эстетическая воспитательная деятельность учит детей творчески мыслить, учит самому смыслу творческого прочтения.

Главные составляющие творческого прочтения:

  • эстетически наслаждаться от чтения;
  • способность воспринимать прочитанное с эстетической точки зрения, способности к высокому литературному вкусу;
  • заинтересованность в литературном процессе, к жизни книг и литературы в кругу знакомых и близких;
  • сознательно и заинтересованно относиться к книгам и библиотеке, знать их историю, культурную ценность, понимание литературного творчества как результата работы автора, художника.

Творческий читатель осмысливает прочитанное и формулирует свое отношение к нему. Именно такую методику чтения литературы необходимо выработать у школьников с раннего возраста.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :