Эстетический воспитательный процесс должен быть направлен на формирование и развитие у обучающихся социального и общественного мировоззрения, а также этических и нравственных норм.
Средства и методы являются важной частью всей организации эстетической воспитательной деятельности. К ним относятся в первую очередь художественные и эстетические средства. Главные из них:
Эти средства органично вливаются в организованный комплекс всей эстетической воспитательной деятельности. Научная и познавательная деятельность имеет большие возможности для эстетического воспитания обучающихся. Ученик проникает мыслями в суть познаваемого предмета, процесса или явления, воспринимая свойственные им эстетические качества и особенности.
Познавательный процесс объективного мира всегда начинается чувственным восприятием (живым созерцанием). Процесс поиска истины окрашивается эмоциональным переживанием. Процесс мышления способен углубить эстетическое переживание.
Пожалуй, самый главный критерий истинного знания - это красота. Даже аксиома может быть непростой, но математически изящной и красивой. Физическая и умственная трудовая деятельность оказывает влияние на эстетическую развитость учеников посредством трудового процесса, его содержанием и результатом, а также отношениями, возникающими в процессе работы. Эстетические чувства у обучающихся можно вызвать м помощью :
Чувство удовлетворения и наслаждения присущи правильно организованному труду. Эстетические моменты присутствуют в материалах, чертежах, орудиях труда (это называется технической эстетикой). Огромный воспитательный смысл имеет красота в отношениях учеников в трудовом процессе.
То же касается спортивных и ролевых игр. Но эстетический и воспитательный потенциал игры намного обширнее. Там ярко выражается гармония в движениях, обстановке; в самом ритуале игры привлекаются средства искусства.
Слова (устные и печатные), жест, мимика, практическое действие - выступают как эффективные средства коммуникации. Они являются источниками в эстетическом восприятии школьников. Но способы коммуникации должны соответствовать эстетическим требованиям.
Основное средство коммуникации - речь обучающихся. Чистая и содержательная речь являются главным условием красоты. Не допускается употребление словесного мусора, потому что речь влияет на внутреннюю сущность личности. Художественный вкус входит в культуру речи.
Хорошей речи присущи:
Хорошая речь отличается яркими сравнениями, метафорами, свежими эпитетами. Способны оживить речь уместно примененные крылатые выражения, афоризмы, пословицы, остроумные и добрые шутки. Речь должна быть плавной, мягкой, ритмичной, с четкой дикцией.
Эстетические переживания у обучающихся способна вызвать природа. Природа отличается натуральностью и подвижностью. Природная картина свежая и естественная, обладает обширным спектром красок, постоянно меняющимся. Окружающая природа вызывает чувство прекрасного. Природа способна облагородить чувства и повлиять на духовно-нравственный облик личности.
С помощью искусства можно воспитывать прекрасное в учениках. Сквозь образность можно увидеть в произведениях искусства жизненные реалии. Прикладные виды искусства формируют художественный вкус. Искусство цирка характеризуют смелость, ловкость, грация, стремительность, ритм. Архитектурное искусство формирует действительность по закону красоты. Архитектуру отличает выразительность, симметрия, ритмичность формы. Скульптура - это пространственный вид изобразительного искусства, передающее движение. Широкое обобщение и монументальность отличают скульптуру. Такой вид искусства детям наиболее тяжело воспринимать. Решающий фактор в эстетическом развитии - это творческая активность учеников по отношению к средствам эстетической деятельности.
Эстетический воспитательный процесс школьников начинается в младших классах средней школы в ходе изучения языков, литературных сочинений, на занятиях по рисованию, музыки, природоведению. Школьники учатся вносить прекрасное во все стороны человеческой жизни, бороться с уродливым, безобразным, низменным, учатся посильно проявлять себя в сфере искусства.
Эстетическое восприятие воспитывается прослушиванием и декламацией стихотворений, просмотром картин, созданием гербарий из местной растительности, наблюдениями за сезонной сменой природного ландшафта. Следовательно, эстетический воспитательный процесс школьников должен занимать видное место на учебных занятиях и во внеклассной работе в начальной школе.
Эстетическое суждение и эстетический взгляд у школьников старших классов формируются в процессе устного и письменного рецензирования литературных произведений, написания сочинений, театральной постановки, кинофильма и художественной выставки. Эстетическая воспитательная деятельность не ограничивается уроками литературы, музыки, рисования. На занятиях по математике, физике, географии, химии должно также быть приобщение к чувству прекрасного.
Эстетическая культура формируется посредством выразительного и эмоционального изложения учебного материала преподавателем, красивыми записями на доске, побуждением обучающихся к логическому стройному суждению, ответами на вопросы при проверке домашнего задания.
Только один учебный процесс не может решить все сложные задачи эстетической воспитательной деятельности. Важное значение имеет внеклассная и внешкольная работа. Ученики проявляют свои индивидуальные способности, выражают себя и утверждаются в коллективе, обогащают эстетический и жизненный опыт. Внеклассные занятия по воспитанию прекрасного становятся эффективными, если они вписываются в целостную учебно-воспитательную работу.