Трудовое воспитание подрастающего поколения является актуальной образовательной задачей во все времена. Воспитанию трудолюбия дошкольников уделяется особо значимая роль, поскольку привитие любви и уважения к трудовой деятельности следует начинать с раннего детства. Только так можно достичь успеха в реализации этой непростой задачи.
Детская трудовая деятельность значительно отличается от взрослой. Если труд взрослого человека нацелен на создание материальных и духовных благ общества, то детский труд имеет иное значение. Он не связан с удовлетворением общественных потребностей. Труд ребенка ориентирован на удовлетворение собственных потребностей и, возможно, потребностей ближайшего окружения: родственников, друзей.
Трудовую деятельность дошкольника и ее результаты не так-то просто объективно оценить. На дошкольном этапе развития, трудовая деятельность осуществляется в основном в игровой форме. Ребенок познает, что такое труд, его значимость и важность. При этом, ребенок выполняет трудовые поручения не абы как, а прилагая усилия и стремясь достигнуть хороших результатов.
Включение дошкольников в трудовую деятельность должно быть основано на четкой мотивации и иметь эмоциональный окрас. Ребенок должен иметь осознанное стремление к выполнению трудовых поручений, радоваться предоставленной работе и испытывать удовлетворение от результатов выполненных заданий. Трудовая деятельность детей строится таким образом, чтобы заинтересовать и увлечь ребенка, дать ему почувствовать свою важность, значимость и востребованность, испытать эмоциональный подъем.
Организация трудовой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях приводит к сплочению детей, объединению их общими целями и переживаниями, что помогает в постепенном становлении детского коллектива.
Трудовое воспитание представляет собой общую направленность деятельности детей и воспитателей, с целью развития основных трудовых навыков и знаний, сформировать ответственное и уважительное отношение к труду, организовать психологическую подготовку к выполнению трудовых обязанностей. Основными задачами трудового воспитания, согласно дошкольной педагогике являются:
Трудовое воспитание дошкольников начинается в семье и продолжается в учреждениях дошкольного воспитания. Помимо этого, ребенок сталкивается с трудовой деятельностью во всех сферах жизнедеятельности. В его сознании постепенно складывается представление о роли труда и его значении.
Чтобы трудовое воспитание имело положительные результаты, программы дошкольного воспитания в детских садах должны быть ориентированы на сотрудничество воспитателей и родителей. Содержание воспитательных программ должно отвечать возрастным особенностям развития детей и иметь возможность быть скорректированным в индивидуальном порядке.
Трудовая деятельность оказывает важное воздействие на формирование личности ребенка. В процессе труда, происходит развитие основных навыков и умений, раскрытие природных задатков, развиваются интеллектуальные способности и проявляется физическая активность, складываются новые формы мышления и складывается представление о коллективном и общественном взаимодействии.
Для организации трудовой деятельности дошкольников, воспитатели ориентируются на возраст детей и их специфические черты. Кроме того, важно учитывать и способности ребенка. Нельзя требовать равноценных результатов от детей, имеющих разные возможности.
Выделяют три основные формы организации дошкольного труда:
На дошкольном этапе развития детям предлагается принятие участия в самых разнообразных видах труда. Каждая разновидность трудовой активности способствует мотивации трудовой активности и поддерживает интерес к трудовой деятельности.
Детям предлагаются различные задания по самообслуживанию – уходу за собой, принятие участия в хозяйственной деятельности и в быту – организация уборки, поддержание чистоты. Помимо этого, воспитателями организуются трудовые задания на природе – уход за растениями и животными, освоение навыков выращивания растений и ухода за животными, а также организуют ручной труд, необходимый для развития конструктивных навыков, ознакомления с техническими устройствами, материалами и инструментами, применяемыми в процессе работы.
Рисунок 1.
Чтобы трудовое воспитание приносило должные результаты, помогало достижению воспитательных задач , то организация трудовой деятельности дошкольников должна отвечать ряду условий:
Рисунок 2.