Организация музыкального воспитания


Организация музыкального воспитания

Роль педагогического коллектива в организации музыкального воспитания детей

Замечание 1

Важнейшим воспитательным средством является организация музыкального воспитания детей в образовательном учреждении. Для проведения целенаправленной и углубленной работы в данном направлении необходимы усилия всего педагогического коллектива.

Руководителем образовательного учреждения продумываются организационные аспекты музыкального воспитания, способствует созданию условий для проведения работы с детьми по данному направлению, основными из которых являются: наличие настроенного музыкального инструмента (фортепиано, аккордеона и т.д.); наличие соответствующего помещения (музыкальный зал); наличие пособий для проведения музыкальных занятий (достаточное количество мячей, флажков, лент, обручей и т.д.); обеспеченность педагогов различными методическими материалами.

Руководитель образовательного учреждения ведёт соответствующую документацию, в которой отражаются цель, задачи, содержание музыкального воспитания детей, кроме того, отслеживает ведение документации музыкальным руководителем, педагогами, осуществляет проверку ведения музыкальных занятий, периодически осуществляет контроль за результатами работы педагогического коллектива.

Содержательная и целенаправленная работа по музыкальному воспитанию детей проводится музыкальным руководителем. В процессе работы им решаются цели и задачи музыкального воспитания, применяются различные формы, методы, приёмы музыкального воспитания детей, которые направлены на формирование личности детей, воспитание музыкальной культуры.

Музыкальные занятия проводятся в соответствии с требованиями программы образовательного учреждения (1 или 2 раза в неделю), в ходе занятий у детей развиваются певческие и музыкально-ритмические умения, происходит совершенствование музыкального восприятия кроме того, возможно использование музыки на физкультурном занятии. Совместно с педагогами, музыкальный руководитель принимает участие в организации праздников, музыкальных вечеров досуга, индивидуальной работы с детьми, обменивается опытом с коллегами на методических объединениях, работает над повышением своей педагогической и музыкальной квалификации, организует работу с педагогами, в процессе которой знакомит их с теоретическими и практическими аспектами организации музыкального воспитания детей, оказывает помощь в освоении педагогами инновационных форм, методов, технологий музыкального воспитания, систематически организует работу с родителями.

Педагогами образовательных учреждений широко используется музыка и музыкальная деятельность при проведении занятий по речевому, познавательному, физическому, художественно-эстетическому развитию, в свободные часы практикуется организация хороводов, пение песен, подбор мелодий на детских музыкальных инструментах, при организации подвижных игр, утренней гимнастики и т.д.

Педагогами обеспечивается решение следующих задач, направленных на музыкальное воспитание детей:

  • развитие самостоятельности, инициативы детей при исполнении песен, хороводов в различных условиях (при проведении занятий, на прогулке, при проведении утренней гимнастики и т.д.);
  • содействие выражению музыкальных впечатлений детей в творческой игре;
  • развитие музыкального слуха, чувства ритма при проведении различных музыкальных игр;
  • углубление музыкальных впечатлений детей в ходе слушания музыкальных произведений.

В работе педагогами используются разнообразные формы работы, навыки организации которой получаются педагогами в ходе обучения в профессиональных учебных заведениях, а также в общении с коллегами и музыкальным руководителем.

Организация музыкального воспитания детей

Основными формами организации музыкального воспитания детей являются: музыкальные занятия; самостоятельная художественная деятельность детей; праздники и развлечения.

Представленные выше формы организуются на регулярной или эпизодической основе. К примеру, регулярны музыкальные занятия, праздники, эпизодически проводятся вечера досуга и т.д.

При проведении работы по музыкальному воспитанию детей должен соблюдаться ряд педагогических требований, таких как: учёт умственной, физической, эмоциональной нагрузки детей; установление преемственности в развитии музыкальных способностей детей; обеспечение связи и последовательности различных видов деятельности; обеспечение вариативности и соответствия возрасту детей и учебному заданию.

Предметно-пространственная среда для музыкального воспитания детей

Замечание 2

Важным педагогическим условием успешности музыкального воспитания детей является организация предметно-пространственной среды.

Требования к помещению, в котором проводятся музыкальные занятия:

  • просторность, хорошая освещённость, эстетичность оформления;
  • окраска стен приятными пастельными тонами, в тон осуществляется подбор занавесей на окнах, светильников, цветов;
  • использование в оформлении декоративных панно, эстампов, портретов композиторов, рисунков детей и т.д.;
  • обдумывается местонахождения инструмента (фортепиано) – находясь за инструментом, педагог должен видеть всех детей;
  • обдумывается место хранения инвентаря и пособий для проведения занятий (обычно это секционные шкафы);
  • основным требованием к залу и оборудованию является эстетичность оформления, соблюдение гигиенических требований (проветривание зала, влажная уборка зала, чистота игрушек и пособий, инвентаря).

Для более успешного музыкального воспитания детей возможна организация музыкального уголка, в котором дети могли бы заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью.

Основное оборудование музыкального уголка может состоять из:

  • небольшого шкафа или полки, на котором будут храниться музыкальные пособия;
  • нескольких столов и стульев, на которых дети смогут самостоятельно музицировать, играть в музыкальные дидактические игры;
  • портретов композиторов, фотографий детей, играющих на различных музыкальных инструментах;
  • разнообразных музыкальных пособий (музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов) и разнообразных дидактических пособий, игр отдельных атрибутов для игр, элементов костюмов;
  • аудио- и видеоаппаратуры, на которых проигрываются детские песни, народные плясовые мелодии, музыкальные сказки и т.д.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :