Важнейшим воспитательным средством является организация музыкального воспитания детей в образовательном учреждении. Для проведения целенаправленной и углубленной работы в данном направлении необходимы усилия всего педагогического коллектива.
Руководителем образовательного учреждения продумываются организационные аспекты музыкального воспитания, способствует созданию условий для проведения работы с детьми по данному направлению, основными из которых являются: наличие настроенного музыкального инструмента (фортепиано, аккордеона и т.д.); наличие соответствующего помещения (музыкальный зал); наличие пособий для проведения музыкальных занятий (достаточное количество мячей, флажков, лент, обручей и т.д.); обеспеченность педагогов различными методическими материалами.
Руководитель образовательного учреждения ведёт соответствующую документацию, в которой отражаются цель, задачи, содержание музыкального воспитания детей, кроме того, отслеживает ведение документации музыкальным руководителем, педагогами, осуществляет проверку ведения музыкальных занятий, периодически осуществляет контроль за результатами работы педагогического коллектива.
Содержательная и целенаправленная работа по музыкальному воспитанию детей проводится музыкальным руководителем. В процессе работы им решаются цели и задачи музыкального воспитания, применяются различные формы, методы, приёмы музыкального воспитания детей, которые направлены на формирование личности детей, воспитание музыкальной культуры.
Музыкальные занятия проводятся в соответствии с требованиями программы образовательного учреждения (1 или 2 раза в неделю), в ходе занятий у детей развиваются певческие и музыкально-ритмические умения, происходит совершенствование музыкального восприятия кроме того, возможно использование музыки на физкультурном занятии. Совместно с педагогами, музыкальный руководитель принимает участие в организации праздников, музыкальных вечеров досуга, индивидуальной работы с детьми, обменивается опытом с коллегами на методических объединениях, работает над повышением своей педагогической и музыкальной квалификации, организует работу с педагогами, в процессе которой знакомит их с теоретическими и практическими аспектами организации музыкального воспитания детей, оказывает помощь в освоении педагогами инновационных форм, методов, технологий музыкального воспитания, систематически организует работу с родителями.
Педагогами образовательных учреждений широко используется музыка и музыкальная деятельность при проведении занятий по речевому, познавательному, физическому, художественно-эстетическому развитию, в свободные часы практикуется организация хороводов, пение песен, подбор мелодий на детских музыкальных инструментах, при организации подвижных игр, утренней гимнастики и т.д.
Педагогами обеспечивается решение следующих задач, направленных на музыкальное воспитание детей:
В работе педагогами используются разнообразные формы работы, навыки организации которой получаются педагогами в ходе обучения в профессиональных учебных заведениях, а также в общении с коллегами и музыкальным руководителем.
Основными формами организации музыкального воспитания детей являются: музыкальные занятия; самостоятельная художественная деятельность детей; праздники и развлечения.
Представленные выше формы организуются на регулярной или эпизодической основе. К примеру, регулярны музыкальные занятия, праздники, эпизодически проводятся вечера досуга и т.д.
При проведении работы по музыкальному воспитанию детей должен соблюдаться ряд педагогических требований, таких как: учёт умственной, физической, эмоциональной нагрузки детей; установление преемственности в развитии музыкальных способностей детей; обеспечение связи и последовательности различных видов деятельности; обеспечение вариативности и соответствия возрасту детей и учебному заданию.
Важным педагогическим условием успешности музыкального воспитания детей является организация предметно-пространственной среды.
Требования к помещению, в котором проводятся музыкальные занятия:
Для более успешного музыкального воспитания детей возможна организация музыкального уголка, в котором дети могли бы заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью.
Основное оборудование музыкального уголка может состоять из: