Понятие олигофренопедагогики
Наряду с обычной педагогикой олигофренопедагогика занимается обучением и изучением детей с умственными дефектами.
Определение 1
Итак, олигофренопедагогика – это педагогическая наука, основным направлением которой считается изучение умственно отсталых детей, а также их адаптация в современном обществе.
Сама наука олигофренопедагогика появилась давно. Большинство детей рождается нормальными, как с точки зрения физической активности, так и умственной. Однако есть дети, у которых есть отклонения в развитии ума, причем эти отклонения заметить изначально достаточно сложно, они проявляются потом, в ходе взросления ребенка.
Ранее, детей с подобными отклонениями в научной литературе называли слабоумными, этот термин использовался долго и стал широко применяться даже в обществе. Сегодня на смену этому термину пришел другой термин - «умственно отсталый».
Замечание 1
Умственно отсталый ребенок – это тот, у которого развитие ума идет не в ногу с развитием организма, по сравнению с другими детьми имеются умственные дефекты, также количественное состояние ума сильно отличается от ума нормального ребенка.
Умственно отсталых детей также называют аномальными.
Сама умственная отсталость представляет собой аномальную болезнь, которая не дает возможности уму самостоятельно развиваться под действием физического развития организма, такая болезнь характеризуется качественным развитием (снижением этого показателя) умственных способностей.
Слабоумие можно установить в нескольких случаях:
- Наличие сильных интеллектуальных дефектов. Например, ребенок в начале своего жизненного пути нормально развивается, активен, но попадая в общественную среду, ведет себя менее активно, чем все, слабо понимает что происходит, не может выполнить элементарного задания, часто не реагирует на речь и общение, ведет себя странно и отчужденно. При наличии таких дефектов стоит обратить особое внимание на таких детей, присмотреться к ним, пообщаться, часто в ходе общения и разговора взрослые люди понимают, что с ребенком что-то не так;
- Аномальное состояние детей. В раннем возрасте все дети схожи, ведут себя практически одинаково (активны, одинаково реагируют на раздражитель из внешней среды и т.д.) Если ребенок ведет себя в разрез всем другим, например, пассивен, замкнут, почти не говорит, мало двигается, не желает играть и бегать с остальными детьми – это первый признак того, что к ребенку нужно проявлять особое внимание, а также есть вероятность умственного заболевания.
Ученые считают, что умственная отсталость может иметь два вида:
- Приобретенная умственная отсталость (то есть психологические изменения произошли после рождения ребенка);
- Врожденная умственная отсталость (психологические изменения заложены в ребенке генетически при рождении).
Также, по мнению большинства педагогов и ученых, умственная отсталость наиболее опасна в том случае, когда психологические факторы, которые влияют на болезнь, оказывали воздействие в раннем возрасте, в этом случае болезнь практически неизлечима, так как ее обнаружение требует длительного времени. Чем раньше обнаружится заболевание, тем проще будет его вылечить.
Объекты олигофренопедагогики
Замечание 2
К объектам олигофренопедагогики можно отнести детей, у которых наблюдается три степени умственных заболеваний.
Олигофренопедагогика, как педагогическая наука, работает с детьми, у которых наблюдается три степени олигофрении. Все три степени совсем разные и вызывают особый интерес для ученых и педагогов:
- Самая легкая степень умственного заболевания – дебильность. Данная степень заболевания встречается очень часто, в среднем у 30-40% детей. Бывает так, что заболевание проходит со временем, что происходит из-за адаптации человека в обществе, взросления и т.д. Но если говорить об обучении таких детей, то они могут жить полноценной жизнью, даже учиться с нормальными детьми в общеобразовательном учреждении. Ранее, для детей с таким заболеванием создавали специальные классы или отправляли в специализированные школы. Сейчас, в современном обществе считается, что дети с таким заболеванием могут вполне обучаться и жить среди нормальных детей, что позволит им быстрее адаптироваться и выздороветь. Надо заметить, что для определения ребенка со степенью заболевания – дебильность несложно, необходимо провести интеллектуальное тестирование, если результат будет около 50% - 70% из 100%, то необходимо обратить внимание на таких детей, наблюдать за ними в рамках образования и поведения дома;
- Средняя степень заболевания ума – это имбецильность. Дети со степенью имбецильности способны разговаривать, но не активно, слушать, понимать речь, также распознают жесты и т.д. однако такие дети не способны реализовать себя в нормальном обществе и коллективе. Ребенок с таким заболеванием не сможет обучаться даже в коррекционных классах, не говоря уже о нормальных классах с нормальными детьми. Для подобных детей есть специальные образовательные учреждения, где они работают с педагогами и врачами. Программа обучения отличается от программы обучения в нормальной общеобразовательной школе. Уровень умственных способностей у таких детей обычно варьируется от 30% до 50% из общих 100%;
- Самая глубокая степень умственного заболевания – идиотия. Данная степень заболевания предполагает совершенно иную, в отличие от предыдущих двух, форму обучения и работы с детьми, больных идиотией. Заболевание такой степени предполагает: слабую речь у ребенка, обычно дети практически не ходят, только передвигаются, но очень плохо, координация нарушена, часто наблюдается вялость, апатия или наоборот, гнев, агрессия. Работать и тем более обучать таких детей очень сложно, обычно с ними работают специалисты, которые работают с ними постоянно. Излечение таких детей практически невозможно. Уровень интеллектуального развития при данной степени заболевания составляет от 0% до 34% (при максимальных 100%).
Таким образом, олигофренопедагогика занимается обучением и развитием детей с разными степенями заболевания, помогая им социализироваться и совершенствовать свои способности.