ОВЗ в логопедии


ОВЗ в логопедии

Замечание 1

В настоящее время, в мире оформилась тенденция к увеличению количества детей с ОВЗ – ограниченными возможностями здоровья, проявляющимися в разных формах. Это требует развивать учреждения, которые способны оказать профессиональную помощь и поддержку в развитии детей с отклонениями и обеспечении их нормальной социализации. Основной проблемой современного мира является обеспечение интеграции и инклюзии детей с ОВЗ в образовательную сферу, где происходит учебно-воспитательный процесс с нормально развивающимися детьми.

Инклюзия предполагает вовлечение в систему образования всех детей, посредством разработок специальных образовательных программ, учитывающих возможности и индивидуальные особенности развития каждого ребенка и помогающих создать необходимые условия для обучения детей с ограниченными возможностями.

В наше время инклюзивное обучение стало достаточно популярным. Образовательный процесс становится индивидуально ориентированным и подходящим для каждого его участника – как ребенка с ОВЗ, так и нормально развитого.

Помимо этого, предполагается развивать модель интегративного обучения т.е. обучения, строящееся на базе объединения разрозненных элементов системы образования, обеспечения их тесной взаимосвязи и сотрудничества. Интеграционная модель образования основывается на том, что дети, имеющие любые отклонения в развитии должны освоить программу общеобразовательных учебных учреждений.

Замечание 2

Если ранее дети с ОВЗ могли обучаться только в системе специального образования, то сейчас их активно включают в общую образовательную систему. Реорганизация системы образования на современном этапе нацелена на обеспечение качественного и доступного образования для любых категорий граждан

Характеристика детей с отклонениями в развитии

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) являются детьми, которые имеют различные отклонения от нормального развития психических и физиологических процессов организма, делающих нереальным ведение ими нормальной, полноценной жизнедеятельности. Дети с психофизическими нарушениями развития требуют применения к ним особо подхода в обучении и воспитании.

К детям с ОВЗ относятся следующие категории граждан:

  1. Дети, имеющие нарушения в работе слухового аппарата.
  2. Дети, имеющие нарушения зрения.
  3. Дети, у которых присутствуют отклонения в речевом развитии логопаты.
  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
  5. Умственно- отсталые дети.
  6. Дети, имеющие нарушения психического характера.
  7. Дети с нарушением поведения и общения.
  8. Дети, наделенные сложными отклонениями в развитии, связанными с одновременным нарушением и психических и физических процессов - слепоглухонемые, глухие или слепые умственно-отсталые дети.

Нарушения бывают разных характеров и проявляются в различных формах. Некоторые легко поддаются логопедической корректировки, некоторые могут только сгладиться либо компенсироваться.

Обеспечение нормального развития ребенка с ОВЗ зависит от типа нарушения, его степени проявления, периода развития и причины, а также условий, в которых живет и обучается ребенок.

Отклонения в развитии являются сложным системным процессом. Возникновение одного дефекта, в зависимости от причины и формы, может привести к появлению других отклонений, которые проявляются в нарушении познавательных способностей и ярко проявляются во время социокультурного становления ребенка. Любые отклонения могут привести к развитию новых, если не уделять внимание их коррекции.

Особенности логопедической деятельности в условиях инклюзивного образования

Было проведено множество исследований, касающихся развития детей с ОВЗ, которые показали, что практически все дети с ограниченными возможностями имеют проблемы с речевым развитием. Инклюзивное обучение предполагает оказание логопедического лечения, чтобы речевые дефекты были максимально скорректированы и ребенок мог обучаться и развиваться.

Коррекционная деятельность состоит из специально подобранной программы, включающей большое количество двигательных упражнений для всех групп мышц, имеющих различный характер и степень сложности. Логопедическая терапия направлена на развитие силы, работоспособности, пространственной ориентации, координации движений, подвижности суставов, развития контрольных и самоконтрольных способностей. Важное значение имеет индивидуализация образовательных и коррекционных программ и постепенное приобщение детей с ОВЗ к работе в общей группе с нормально развивающимися детьми.

Работа логопеда в инклюзивной среде образования имеет некоторую специфику:

  1. Для начала необходимо провести исследования, чтобы определить речевой дефект и его специфику. Это делается посредством применения специальных методик;
  2. Далее происходит составление индивидуальной программы, которая разрабатывается логопедом совместно с другими специалистами, исходя их специфики дефекта и индивидуальных особенностей;
  3. В обязанности логопеда входит создание стратегии по устранению причин неуспеваемости детей с ОВЗ;
  4. Логопеды проводят коррекционную терапию с детьми, имеющими различными отклонения в развитии с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, как положительных, так и отрицательных, необходимых для осуществления компенсации работы недоразвитых процессов;
  5. Наиболее дефективный речевой компонент находится в центре внимания логопеда;
  6. На разных этапах коррекционной терапии логопед может изменять свои целевые методические установки. Допускается опора на модульное планирование т.е. процесс обучения состоит их трех модулей: фонетическое речевое развитие, развитие лексики и грамматики, развитие способностей с анализу и синтезу звукового и слогового состава слова;
  7. Логопед должен организовать коррекционную работу, исходя из возрастной специфики обучающихся;
  8. Требуется применение творческого подхода логопеда, нестандартных методик и технологий, поскольку дети с ОВЗ отличаются наличием восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов, сенсорных способностей, слабой работоспособностью.

Логопедическая терапия может принести достаточно высокие результаты, если логопед тщательно выбирает материал занятий, наглядные пособия и подает его научно-обоснованным, профессиональным способом. Важно также, распределять грамотно время, уделяемого каждому этапу логопедической терапии и использовать современные информационные технологии в работе, позволяющие повысить эффективность логопедического воздействия.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :