В настоящее время, в мире оформилась тенденция к увеличению количества детей с ОВЗ – ограниченными возможностями здоровья, проявляющимися в разных формах. Это требует развивать учреждения, которые способны оказать профессиональную помощь и поддержку в развитии детей с отклонениями и обеспечении их нормальной социализации. Основной проблемой современного мира является обеспечение интеграции и инклюзии детей с ОВЗ в образовательную сферу, где происходит учебно-воспитательный процесс с нормально развивающимися детьми.
Инклюзия предполагает вовлечение в систему образования всех детей, посредством разработок специальных образовательных программ, учитывающих возможности и индивидуальные особенности развития каждого ребенка и помогающих создать необходимые условия для обучения детей с ограниченными возможностями.
В наше время инклюзивное обучение стало достаточно популярным. Образовательный процесс становится индивидуально ориентированным и подходящим для каждого его участника – как ребенка с ОВЗ, так и нормально развитого.
Помимо этого, предполагается развивать модель интегративного обучения т.е. обучения, строящееся на базе объединения разрозненных элементов системы образования, обеспечения их тесной взаимосвязи и сотрудничества. Интеграционная модель образования основывается на том, что дети, имеющие любые отклонения в развитии должны освоить программу общеобразовательных учебных учреждений.
Если ранее дети с ОВЗ могли обучаться только в системе специального образования, то сейчас их активно включают в общую образовательную систему. Реорганизация системы образования на современном этапе нацелена на обеспечение качественного и доступного образования для любых категорий граждан
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) являются детьми, которые имеют различные отклонения от нормального развития психических и физиологических процессов организма, делающих нереальным ведение ими нормальной, полноценной жизнедеятельности. Дети с психофизическими нарушениями развития требуют применения к ним особо подхода в обучении и воспитании.
К детям с ОВЗ относятся следующие категории граждан:
Нарушения бывают разных характеров и проявляются в различных формах. Некоторые легко поддаются логопедической корректировки, некоторые могут только сгладиться либо компенсироваться.
Обеспечение нормального развития ребенка с ОВЗ зависит от типа нарушения, его степени проявления, периода развития и причины, а также условий, в которых живет и обучается ребенок.
Отклонения в развитии являются сложным системным процессом. Возникновение одного дефекта, в зависимости от причины и формы, может привести к появлению других отклонений, которые проявляются в нарушении познавательных способностей и ярко проявляются во время социокультурного становления ребенка. Любые отклонения могут привести к развитию новых, если не уделять внимание их коррекции.
Было проведено множество исследований, касающихся развития детей с ОВЗ, которые показали, что практически все дети с ограниченными возможностями имеют проблемы с речевым развитием. Инклюзивное обучение предполагает оказание логопедического лечения, чтобы речевые дефекты были максимально скорректированы и ребенок мог обучаться и развиваться.
Коррекционная деятельность состоит из специально подобранной программы, включающей большое количество двигательных упражнений для всех групп мышц, имеющих различный характер и степень сложности. Логопедическая терапия направлена на развитие силы, работоспособности, пространственной ориентации, координации движений, подвижности суставов, развития контрольных и самоконтрольных способностей. Важное значение имеет индивидуализация образовательных и коррекционных программ и постепенное приобщение детей с ОВЗ к работе в общей группе с нормально развивающимися детьми.
Работа логопеда в инклюзивной среде образования имеет некоторую специфику:
Логопедическая терапия может принести достаточно высокие результаты, если логопед тщательно выбирает материал занятий, наглядные пособия и подает его научно-обоснованным, профессиональным способом. Важно также, распределять грамотно время, уделяемого каждому этапу логопедической терапии и использовать современные информационные технологии в работе, позволяющие повысить эффективность логопедического воздействия.