Педагогическая технология – это некоторая совокупность форм, методов, приемов и способов обучения и воспитательных средств, которые используются системно с образовательном процессе на базе декларируемых психолого-педагогических установок, позволяющих достичь прогнозируемый образовательный результат с некоторой допустимой нормой отклонения.
Педагогические технологии различают по следующим признакам:
Любая образовательная технология в определенной степени направлена на реализацию научных идей, теорий и положений в практической деятельности. Поэтому педагогическим технологиям отведено промежуточное положение между теорией и практикой.
Особенностям нового ФГОС соответствуют следующие образовательные технологии современной школы:
Проектная деятельность – подразумевает совокупность трех ступеней действий учеников, с поддержкой и направляющей помощи педагога: замысел-реализация-продукт. Также должны быть соблюдены следующие этапы деятельности:
Плакаты, памятки, модели, выставки, викторины, спектакли, мини-исследования с обязательной презентацией полученного результата – примерный перечень примеров проектной деятельности для учеников начальной школы.
Информационные и коммуникационные технологии.
Информатизация образования – это приведение образовательной системы в соответствие с потребностями и возможностями современного информационного общества.
Образовательные технологии, базирующиеся на ИКТ предполагают: открытость информационных источников; использование инструментов взрослой информационной деятельности; формирование среды информационной поддержки учебного процесса; гибкость в расписании занятий и составе учебных групп; использование современных систем управления учебным процессом.
Технология проблемно-диалогического обучения является одним из наиболее эффективных способов введения новых знаний и предполагает прохождение следующих этапов урока:
Технология работы с текстом – дает возможность максимально эффективно обучать учеников самостоятельному чтению и созданию условий для развития наиболее значимых коммуникативных умений.
Целью данной технологии является стремление полностью понимать тексты.
Технология оценивания образовательных достижений учащихся предполагает проведение оценивания на уроке так же, как это протекает в жизни. Ученик самостоятельно оценивает свою деятельность, давая оценку в качественной форме.
Важнейшая роль в реализации данной технологии принадлежит правилу самооценки. Его применение дает возможность обучению каждого ученика алгоритму собственной самооценки. Учеба станет комфортной для ученика, когда он поймет, что он должен делать и сам сможет ставить себе отметки.
Технология развития критического мышления – дает возможность развить критическое мышление учеников, организовывая их работу с разнообразными информационными источниками, например, специально написанными текстами, параграфами учебника, видеофильмами, рассказами учителя и пр.
Мотивация детей на изучение нового материала осуществляется посредством привлечения их к процессу самостоятельного целеполагания, рефлексии и организации коллективной, парной и индивидуальной работы на уроке.
Цель данной технологии – научить ребенка самостоятельно мыслить и определять главное, структурировать информацию и передавать ее, чтобы окружающие узнали, что нового он для себя открыл.
Игровые технологии способствуют развитию всех видов универсальной деятельности школьников: освоение правил поведения и ролей в группе; рассмотрение возможностей самой группы; приобретение навыков совместной коллективной деятельности, отработка индивидуальных характеристик учащихся, необходимых для достижения поставленных игровых целей; накопление культурных традиций, внесенных в игру участниками, учителями, а также привлеченными дополнительными средствами, к которым относят наглядные пособия, учебники, компьютерные технологии и пр.
Использование современных образовательных технологий на уроке дает возможность формировать у детей умения и навыки работы с информацией. Например, находить, осмысливать и использовать требуемую информацию, а также анализировать ее, систематизировать и упорядочивать в схемы, таблицы и графики. Также современные образовательные технологии учат сравнивать исторические явления и объекты, самостоятельно выявляя признаки и линии сравнения. Также благодаря современным технологиям могут быть выявлены проблемы, обозначенные в тексте, определены возможные пути решения, начат поиск необходимых сведений, с использованием различных источников информации.