Россия в конце ХХ - начале XXI столетия вступила в новый этап своего развития. Произошли серьезные перемены в ее общественно-политической жизни, в функционировании экономики, что влечёт за собой и необходимость изменений в системе образования.
Советский Союз долгое время был за «железным занавесом», и имевшаяся единая система образования в стране удовлетворяла потребностям экономики. С распадом СССР, открытием границ, переходом к рыночной экономике и включением России в глобальное экономическое пространство возникла необходимость интеграции и в единую мировую систему образования, ориентации на единые стандарты образования.
Переход к демократическому обществу расширил возможности педагогической деятельности. Появилась возможность выбора программ и методик обучения. В свою очередь, у учащихся и их родителей также появился выбор.
Реалии современной жизни требуют от человека принятия самостоятельных решений, и появляется образовательная задача – научить обучающихся самостоятельно мыслить, развить у них способность к этому. В процессе учебной деятельности теперь не педагог определяет цели и задачи урока, а сами учащиеся.
Новшества в системе образования затронули и форму проверки знаний:
ЕГЭ имеет и свои недостатки, но, как и любое новшество, его система требует доработки и совершенствования.
Государство стало проявлять заботу о здоровье и физическом воспитании подрастающего поколения, так как проблема здоровья – это одна из глобальных проблем современного общества. В школе увеличивают количество часов на уроки физкультуры. Правда, из-за нехватки средств не во всех школах есть возможность оборудовать спортзалы необходимым инвентарём. Нет хороших пришкольных стадионов, где дети могли бы заниматься.
В период демократизации общества вместе с установлением свободы вероисповедания, восстановлением церквей, появился вопрос и о воспитании у подрастающего поколения уважительного отношения к религии. С этим было связано активное обсуждение вопроса о введении в школьную программу предмета религиозно-нравственной направленности.
Произошли изменения и в системе высшего образования, которые были связаны с введением двухуровневой системы обучения «бакалавриат – магистратура» (как следствие вступления России в Болонскую систему образования).
При этом предполагается, что дипломы бакалавра и магистра будут котироваться за границей и их не нужно будет подтверждать. Но это в свою очередь вызвало необходимость внесения значительных изменений в программы, которые у бакалавра рассчитаны на 4 года, а не на 5 (как у специалитета), а это всё делалось излишне поспешно, «на ходу», следствием чего, стало определенное снижение качества образования.
В 2010 году Россией была проведена реформа национальной системы образования, самым важным ее достижением стало введение бакалавриата и магистратуры.
В 2012 году был принят закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому вступили в силу ФГОСы для высшего образования.
Главные изменения, касающиеся высшего образования в рамках этого закона:
Таким образом, в России система образования находится в стадии реформирования и коренных изменений, значение которых в полной мере будет осознано обществом еще не скоро.
Ежедневно происходит процесс развития всех четырех сфер жизни общества: экономической, политической, социальной и духовной. Для их развития необходимо совершенствоваться человеку. Люди должны сами решать различные глобальные вопросы, возникающие в процессе развития общества. Основной из движущих сил прогресса человеческой деятельности в любой области знаний является накопление и обобщение мирового опыта.
Сегодня образование играет очень важную роль, им нельзя пренебрегать или недооценивать, так как оно необходимо, как для самих людей, так и для развития стран. В современном обществе уже недостаточно просто получить высшее образование или закончить различные курсы, важным становится возможность уметь применять полученные знания на практике.
Стоит отметить, что в отечественной системе образования есть проблема, заключающаяся в низкой практической ориентации и перегруженности учебного материала фактологическими данными. В программе школьного обучения содержится слишком большое количество фактов, что ведет к перегрузке памяти учащихся, которая в свою очередь не ведет к приобретению ими навыков свободного переноса полученных знаний в бытовые ситуации. Из-за этого, задачи, требующие применения знакомой информации, в новых, близких к жизненным, условиях, вызывают у школьников определенные трудности.
Можно выделить недостатки и достоинства образовательной системы России.
Недостатки образовательной системы России:
Преимущества образовательной системы России:
Подписание Россией Болонской декларации является одним из самых важных событий для системы образования в высших учебных заведениях.
Преимущества студентов из разных государств со сходными системами высшего образования заключаются в возможности :