Образование – это процесс и результат усвоения личностью определенной системы научных знаний, практических умений и навыков.
Образование – это специальная сфера социальной жизни, уникальная система, своеобразный социокультурный феномен, который способствует накоплению знаний, умений и навыков, интеллектуальном развитии человека.
Целостную, социальную, открытую систему образование следует рассматривать:
Другие исследователи считают, что образовательная система представляет собой специфическую деятельность государства и других субъектов, она направлена на установление перед системой образования целей и задач и их достижения с использованием соответствующих этим целям и задачам механизмов, действий и ресурсов.
Образовательная система представляет собой структурированный набор действий (план) государства по установлению и решения актуальных проблем образования, включая:
Если рассматривать образовательную систему более подробно, то она включает содержание и составные части действий (программу) государства в рамках образовательной политики. Это, в частности: определение целей, достижение которых должно обеспечиваться деятельностью каждого субъекта политики; определение необходимых допустимых и недопустимых изменений в сфере образования в процессе достижения поставленных целей; определение ресурсов, которые могут и (или) не могут быть привлечены и использованы для достижения поставленных целей.
Образовательной политикой также определяются правила, процедуры и механизмы осуществления деятельности в сфере образования, которых следует придерживаться всем субъектам образовательной деятельности, включая и государство. Эти правила предусматривают принятие на себя государством или иным субъектом образовательной политики соответствующих обязательств.
Образовательная система в России представлена государственным инструментом осуществления конституционно закрепленного права каждого гражданина на получение образования. Имеется ввиду гарантия бесплатного и доступного образования на всех уровнях, начиная с дошкольного и заканчивая последипломным. В то же время, государство обеспечивает граждан стипендией при успешном обучении в высших учебных заведениях, предоставляет гранты и возможность международного обмена.
Составляющими образовательной системы являются:
Структура образовательной системы представлена дошкольным, общим средним, внешкольным, профессионально-техническим, высшим, последипломным образованием, аспирантурой, докторантурой и самообразованием.
Государственное управление образованием определяется как целенаправленное воздействие субъектов и объектов управления всех уровней (федерального, регионального, местного) на все звенья образования для обеспечения и дальнейшего развития социального организма и культуры общества; как определенный вид деятельности органов государства, который имеет исполнительный и распорядительный характер и заключается в организации воздействия на общественные отношения в сфере образования путем применения государственно-властных полномочий, включая целенаправленное выработки, принятие и реализацию организующих, регулирующих и контролирующих воздействий на образовательную сферу.
Целенаправленное воздействие на изменение состояния образования осуществляет не только и не столько государство, сколько общество и общественность. Управление образованием в демократическом обществе может быть только государственно-общественным – тем, в котором сочетается деятельность субъектов управления государственной и общественной природы и базируется на принципах делегирования полномочий и привлечения общественности к управлению образованием.
Управление системой образования со стороны государства осуществляется на основе реализации комплекса мер, действий, направленных на коррекцию и установление основ экономических, социальных, политических и др. процессов по отношению к этой системе. Как способ действий, стратегия необходима в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование ресурсов для достижения основной цели.
Основные стратегические направления реформирования системы образования предполагают:
Образовательная система обязательно должна носить открытый характер. В результате этой политики можно ожидать стабилизации процессов в системе образования, поскольку действия государства в пределах образовательных отношений будут прогнозируемыми.
Таким образом, термин «образовательная система» широко используется в различных документах и материалах для обозначения преимущественно основных направлений деятельности государства для определения наиболее важных задач и проблем, стоящих перед системой образования. Образовательная система имеет свою собственную структуру, цели, задачи, направления и проблемы, непосредственно связанные с политической и экономической обстановкой в стране.