В связи с тем, что постоянно растет количество детей, страдающих речевыми патологиями, в логопедии применяется новые методы коррекции, которые носят нестандартный характер, а специфический. Традиционная коррекционная практика меняется. Распространение получают нетрадиционные методы, представляющие собой деятельность, направленную на разработку, популяризацию введение и применение новых средств в практическую работу.
Нетрадиционная логопедия представляет собой системную работу специалиста, которая направлена на изменение существующей коррекционной практики и логопедических программ. Итогами этой деятельности являются изменения в содержании, методах, формах, технологиях и средствах коррекции. Коррекционный процесс совершенствуется, становится более качественным и эффективным благодаря применению нетрадиционных методов.
Нетрадиционный подход в логопедической практике имеет некоторые особенности. Они состоят в том, что нетрадиционные методы коррекции ориентированы на обеспечение двух взаимосвязанных и согласованных процессов:
Методика, осуществляемая на базе нетрадиционной логопедии, состоит из коррекционной деятельности, нацеленной на исправление или смягчение дефектов речи, а также работу по развитию природных задатков и потенциала ребенка, достижении им, наиболее лучшего из возможных, уровня развития.
Нетрадиционные формы программ логопедической коррекции включают формы и методики, направленные на регенерацию интеллектуальной и физической работоспособности, ликвидацию усталости, переутомления, вялости, астенического синдрома. Помимо этого, нетрадиционная терапия применяется для предупреждения нарушений мозгового кровообращения, борьбы с бессонницей, нервозными проявлениями.
В педагогике, нетрадиционные методы являются, на сегодняшний день, одним из самых эффективных средств профилактики и исправления речевых дефектов. Эти данные основываются на проведенных научных исследованиях и опыте организации коррекционной терапии. Эффективность применения нетрадиционных методов логопедии зависит от своевременности их применения. Чем раньше начато коррекционное воздействие, тем более быстрым и продуктивным будет результат.
Методы нетрадиционной логопедии позволяют развивать коммуникативные функции речи, значительно приумножая эффект логопедического воздействия. Хорошие результаты приносит комплексная терапия т.е. нетрадиционные методы используются одновременно с иными программами коррекции. Так ребенок наиболее продуктивно усваивает материал.
Специфика применения нетрадиционной логопедии состоит в следующем:
Важное значение для развития артикуляционного аппарата играет распределение биологической энергии в организме. Среди нетрадиционных методик логопедической коррекции сформировалось такое направление как биоэнергопластика – взаимодействие работы рук и языка. Совместное движение рук и артикуляционного аппарата способствует нормальному распределению биологической энергии по организму, что благотворно сказывается на развитии мелкой моторики, умственной работы и координации движений.
Применение этой методики позволяет быстрее откорректировать неверно произносимые звуки при наличии у детей кинестетических отклонений. Это обеспечивается благодаря тому, что движение рук активизирует в несколько раз импульсы, направляемые языком в кору головного мозга. Движение руки выбирается, исходя их имеющихся артикуляционных упражнений. Умственное развитие тесно связано с моторной функцией, потому тренировка пальцев рук помогает стимулировать работу отделов головного мозга, отвечающих за речевое функционирование.
Еще одной методикой, применяемой в логопедической практике и ориентированной отыскание и раскрытие способностей ребенка, развитие возможностей работы его мозга является кинезиология.
Кинезиология представляет собой науку о развитии головного мозга, посредством движения. Кинезиология нацелена на развитие интеллектуальных способностей и физической активности, посредством применения двигательной гимнастики.
Кинезиология помогает развить работу головного мозга, чтобы откорректировать психические расстройства, улучшить работу памяти, моторных функций, речевых функций и пространственных представлений, повышению общего уровня работоспособности.
На развитие мелкой моторики направлен метод Су-джок терапии. Он основывается на воздействии на определенные точки организма, отвечающие за речевое функционирование и позволяющие устранить речевые отклонения. Методика основана на применении массажных шаров, которые массируют пальцы рук. Терапия проводится посредством игры, что повышает интерес детей и делает ее более эффективной.
Применение этой методики помогает развить мелкую моторику пальцев и рук, что оказывает положительное влияние на речевую работу. Терапия достаточна проста и может быть применена в домашних условиях. Су-джок терапия увлекает детей и повышает их заинтересованность в логопедической коррекции.