Непрерывное образование занимает важнейшую роль как в формировании личности, так и в жизни. Современный человек как активная личность получает профессиональное и общее образование, и тем самым самообогащается и развивается, реализуя свои ценные качества, к ним относятся:
Формирование личности во многом зависит от результативности в направлении этой системы.
В основу положена модель образования системных и последовательных изменений в отрасли, которые требуют повышения квалификации и подготовки кадров, а также необходимость обновления учебников и пособий, новых технологий, быстрого освоения инноваций, адаптации к запросам и требованиям постоянно меняющегося мира.
На сегодняшний день образование должно содержать в себе такие параметры: непрерывность, устойчивость, целостность, поэтому необходимо прийти к смысловому единству формы образования личности на любых этапах жизнедеятельности человека.
Основным направлением стратегии нового общества, связанного с развитием духовной жизни людей, становится практика непрерывного образования, реализации нового примера «Учение длинною во всю жизнь» и оснований гибкой системы подготовки кадров.
Обучение на протяжении всей жизни рассматривается как обучение, длительность которого равна длительности жизни человека.
Непрерывное обучение предполагает, что людям нужно продолжать учится, возобновлять свое обучение в течении всей жизни, путем неоднократного получения информации, обновления знаний, умений и навыков, полученных ранее.
Человек так же может получать образование, проходя обучение вне границ формального сектора образования, например: обучение на рабочих местах, в общественных центрах, в клубах по интересам и др.
Формальное образование связано с получением установленных квалификаций и степеней, к примеру диплом об окончании учебного учреждения, диплом кандидата или доктора наук, сертификат который подтверждает профессиональную квалификацию, признается на рынках труда.
Неформальное образование не связано с приобретением формальных квалификаций и не сопряжено с получением какого-либо документа.
Информальное образование реализуется за счет самообразования человека в ходе каждодневной деятельности, которая относится к семье, работе или свободному времени.
Образование является важным фактором формирования современного общества, в связи с тем, что информационное время требует от человека прежде всего знаний во многочисленных областях, соответственно требуется умение самообразовываться, самосовершенствоваться.
В качестве основополагающих факторов, определяющих быстрые темпы общественного развития, можно назвать следующие факторы:
Непрерывное образование имеет важное значение в создании общественного единства, сокращает неравенство и поднимает уровень навыков, умений и знаний в обществе. Политика образования должна быть нацелена на развитие возможностей людей, с учетом их индивидуальности, вклада в работу жизнеспособного и демократического общества, основанного на знаниях.
В процессе профессиональной деятельности непрерывность образования связана с изучением новых знаний, технологий, профессионально-значимым личностных качеств. Важным механизмом непрерывности в профессиональной подготовке является преемственная связь в сохранении на каждом новом этапе основного знания, как результата предшествующих этапов и возможность движения в профессионально-творческом развитии.
Принцип непрерывности и преемственности образования, его уровней и ступеней позволит реализовать учебную мобильность личности.
Непрерывное обучение на протяжении всей жизни не означает построение новой системы обучения, а расширяет возможность обучения и требует более податливых форм и структур в реализации программ, полученных в процессе повышения квалификации.
Реализация системы непрерывного образования обновляет ряды теоретических проблем и практических задач организаций дополнительного образования людей. В современных условиях непрерывное образование становится жизненной необходимостью для любого социально активного человека, так как дает ему возможности осознанной реализации жизненно важных проектов.
Непрерывное образование не является самостоятельным уровнем или звеном в системе образования и отвечает просветительным потребностям личностей, общества, государства, которые не могут быть удовлетворены в границах установленных законом уровней.
Соответственно непрерывное образование охватывает все элементы системы образования, являясь его существенной частью, и представляет собой сферу общеобразовательной деятельности, сопоставимую если не с масштабом, то по значению со сферой основного образования. По первому впечатлению дополнительное образование по-прежнему исполняет компенсационную функцию, обеспечивает развитие особых «непрофильных» данных, человека за границами основного образовательного курса. Все же, неоправданно в данных условиях, сводить роли непрерывного образования лишь к восполнениям неудач и недостатков основного образования.
Непрерывное образование нужно рассматривать как гарантию сохранения и воспроизводств основного образования, придающего ему смысл и определяющего его применение в жизнедеятельности конкретной личности. По мере перехода к непрерывному образованию основное образование выступает в форме полного, многочисленного, нужного и обязательного для каждого человека, который нуждается в дополнительном образовании.
Для эффективного осуществления непрерывного образования стоит улучшать механизмы оценки, в особенности для неформального и спонтанного обучения. В связи с увеличением спроса на квалифицированных работников, увеличивается конкуренция, что ведет к повышению спроса на сертифицированное обучение.