Неврологические основы логопедии


Неврологические основы логопедии

Неврологические основы речевого функционирования

Человеческая речь, как и все остальные процессы организма, функционирует благодаря работе головного мозга. Посредством мозга происходит приспособление организма к окружающей действительности и его взаимосвязь и сотрудничество с внешним миром. От устройства и строения мозговой системы зависит речевое развитие. Чем более совершенно развит мозг, тем в более лучшей степени будут развиты механизмы приспособления.



Рисунок 1.

Головной мозг человека состоит из коры больших полушарий, ядер, расположенных под корой и ствола. Головной мозг имеет два полушария, которые состоят из коры и белового вещества. В коре головного мозга расположены нервные клетки, воспринимающие нервные импульсы, доставляемые в мозг артикуляционным аппаратом.

Моторный речевой центр находится в лобной части мозга и направлен на формирование речевых программ. Эта зона получила название области Брока. Она отвечает за устную речь, хранит и реализует речевые автоматизаторы. За письменную речь отвечает задняя поверхность средней лобной извилины. Благодаря ей развивается письменная речь и осуществляется ее автоматизация.

Также, важное значение отведено зоне, называемой центром Вернике. Он осуществляет акустико-гностическое сенсорное восприятие. Благодаря центру осуществляется восприятие, распознавание, сохранение звуковых образов устной речи.



Рисунок 2.

Замечание 1

Кора головного мозга состоит из слоев, каждый из которых отвечает за определенные процессы и несет конкретное функциональное значение. В речевых актах деление коры на слои и созревание нервных клеток происходят в течение первых двух лет жизни, хотя тонкое строение коры происходит еще долгие годы.

Чтобы лучше понять структуру речевых дефектов и разработать новые эффективные методики логопедической коррекции, требуется изучить работу головного мозга, особенно тех его отделов, которые отвечают за нормальное формирование и развитие речи.

Наглядное исследования строения мозга и процессов, протекающих в центральной нервной системе позволяет логопедам наиболее четко понимать механизм речевой работы в нормальном ключе и патологические отклонения.

Большинство дефектов речи возникают в результате сбоев в работе нервной системы. Неврологические аспекты речевого функционирования очень важны для исследовательской работы логопедии.

Если речевой дефект возникает в результате нарушений в функционировании нервной системы, то стандартная логопедическая терапия становится малоэффективной. Требуется опора на медицину. По отдельности, каждая наука не способна вылечить речевые недуги, только их совместное применение помогает разработать особые коррекционные приемы и методики, применение которых основано на знании неврологических основ речевого функционирования и данных о компенсаторных способностях ребенка.



Рисунок 3.



Рисунок 4.

Особенность компенсации состоит в том, что посредством комплексного подхода к коррекционной работе нервная система детей наделяется рядом качеств, которые могут компенсировать ослабленные, потерянные или нарушенные функции.

При опоре логопедической коррекции на неврологии, следует учесть, что прежде чем начать логопедическое воздействие нужно провести целый комплекс медицинских методик:

  • Кинезиотерапия;
  • Фармакотерапия;
  • Массаж;
  • Леченая физкультура;
  • Фитотерапия;
  • Физиопроцедуры;
  • Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Неврологические основы различных речевых патологий

Как правило, серьезные речевые дефекты возникают в следствии сбоев в работе центральной нервной системы. Если нервная система не способна донести импульсы в кору головного мозга, то нормальная речь становится невозможной.

В результате нарушений в работе нервных процессов происходит развитие следующих речевых патологий:

  • Афазия;
  • Алалия;
  • Дизартрия;
  • Дислексия;
  • Дисграфия;
  • Тахилалия;
  • Брадилалия;
  • Заикания.

Афазия бывает двух основных типов: моторная и сенсорная.

Моторная возникает из-за сбоев в работе коры левого полушария мозга – центре Брока. Нормальное произношение становится невозможным.

Сенсорная афазия развивается, если происходит сбой в функционировании верхней височной извилины левого полушария. Слуховое восприятие сохраняется, а вот осознание речи нарушается: речь слышится, но не может быть адекватно воспринята и понята.

Алалия связана с недоразвитием речи из-за того, что корковые области, отвечающие за речевое функционирование были поражены еще в доречевом периоде т.е. когда ребенок еще не начал говорить. Алалия также бывает моторной, когда нарушена лексическая, грамматическая и фонетическая часть речевого развития, и сенсорной, которая связана с искажением речевого восприятия.

Дизартрия возникает из-за инневрации речевых мышц и выражается в нарушении звукового произношения. Происходит нарушение произношения, как отдельных звуков, так и их сочетаний, что особенно заметно в слитной речи. Помимо этого, нарушается темп речи и ее выразительность. Нарушение звукового произношения и степень его тяжести зависит от серьезности сбоев в работе центральной нервной системе.

Дислексия и дисграфия возникают при нарушении корковой работы коры головного мозга и проявляются в виде дефектов восприятия при чтении и нарушениях письменной речи.

Тахилалия и брадилалия возникают как в следствии дефектов нервной системы, обусловленных врожденным недоразвитием, так и нарушением функций подкорковых областей коры головного мозга. Нарушения связаны с ритмом речи. Тахилалия - ускорение речи, а брадилалия – замедление и растяжение.

Заикание возникает в период наиболее интенсивного речевого развития – в возрасте от двух до пяти лет. При заикании происходит изменение темпов речи, вызванное судорогами речевых мышц. При заикание происходит нарушение коммуникативной функции речи.

Оно бывает разных форм: невротическая, неврозоподобная, органическая, тоническая. Если имеется тоническое заикание, то оно происходит при невозможности разжатия рта и произнесение слова, а органическое заикание связано с гиперкинезами мышц артикуляционного аппарата, дыхательной, фонаторной мускулатуры. Заикание может проявляться в виде сопутствующего симптома серьезным нервно-психическим недугам.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :