Педагогика: характеристика
Каждый человек с рождения чему-то учится, сначала ходить, затем говорить, а потом осваивает наиболее сложные науки и учения.
Определение 1
Педагогика – это наука, которая использует разнообразные методы и способы для обучения людей.
В процессе обучения человек познает самые разные предметы (биологию, физику, математику и т.д.), также приобретает необходимые навыки и умения.
Педагогика достаточно сложная наука, ее подходы и методики требуют тщательного изучения, а, главное правильного использования на практике, что делает преподавание эффективным.
Также особые требования предъявляются и к самим педагогам. Важно не только владеть материалом, который преподается обучающимся, и знать теоретические основы преподавания, главное, – грамотно применять все это на практике.
Результат образования очень сильно зависит от педагога, поэтому необходимо грамотно подбирать кадровый состав. Также надо заметить, что способы и методы преподавания постоянно меняются, это зависит от разных факторов:
- меняются взгляды на образовательный процесс;
- внедряются новые технологии;
- изменяется в целом культура общества и т.д.
Ввиду этого педагог также должен приспосабливаться к происходящим изменениям, менять тактику обучения, осваивать новые подходы в обучении, учиться работать и активно использовать новые технологии в процессе образования и т.д.
Наука педагогика претерпела множество изменений за столько времени, на сегодняшний день она достигла наивысших результатов, так как в современной науки используются самые разнообразные и современные методы обучения, а также средства обучения, что влечет за собой повышение качества образовательного процесса в целом.
Замечание 1
Современные педагоги могут использовать любую методику обучения, даже самую инновационную, опираясь при этом на опыт и знания, которые у них есть.
Направления развития педагогики
Современными направлениями развития педагогики на сегодняшний день являются:
- Натурализация педагогической науки. Натурализация образования является главным элементом всего процесса образования. Она выражается в следующем: ученик должен изучать мир и его натуральные объекты, то есть не те, что можно представить в будущем, а те, что есть на земле на сегодняшний день. Также важно заметить, что изучение объектов природы, мира может происходить и на основании естественных, натуральных вещей, которые пришли из прошлого. Например, в нашей стране есть множество исторических и краеведческих музеев, где сохранилось множество останков и предметов быта древних людей. Учащиеся должны в натуральном виде познавать историю или иные предметы (биологию, физику, химию и т.д.) во время обучения, это помогает лучше усвоить материал, также увиденное хорошо запоминается. Также натурализация педагогики позволяет передавать опыт, накопленный предками, из поколения в поколение, что очень важно для истории и образования;
- Технологизация педагогической науки. Данное направление в педагогической науке говорит о том, что современный век – это век технологий и образование должно активно применять результаты научно – технического прогресса в рамках совей деятельности. Особенно активно данное направление в педагогике начало применяться в 21 веке, так как большинство современных достижений в области технического прогресса, стало доступно для большинства школ и других учебных заведений. Ввиду этого техника и информационные технологии на сегодняшний день являются обязательным атрибутом образовательного процесса. Данное направление позволяет адаптировать студентов к современной жизни, тщательно подготовить их к будущей работе, научить работать с современными технологиями и активно использовать их в жизни. Технологизация педагогической науки процесс неизбежный и необратимый, в дальнейшем технический прогресс будет продолжаться, поэтому педагогом необходимо постоянно быть в курсе происходящих событий, чтобы быстро адаптироваться самим к меняющимся условиям и применять новые технологии в образовании;
- Гуманизация педагогической науки. Это направление в педагогике не является абсолютно новым, однако, его необходимо иначе интерпретировать в современном образовании. Гуманизмом должен быть пропитан весь процесс образования. Современное поколение детей, которые так охотно используют технику в процессе образования, часто забывают именно о роли человеческих отношений, о гуманном отношении к близким и друзьям. Это проблема 21 века вышла на первый план в образовании. Современный педагог должен, прежде всего, научить детей коммуникативным навыкам, использовать эмоционально – психологические приемы в обучении, чтобы дети научились чувствовать, переживать, то есть заложить основы личности в каждого ребенка. Гуманное отношение к миру, людям – главное направление современной педагогики;
- Фундаментализация педагогической науки. Данное направление говорит о том, что необходимо формировать у обучающихся фундаментальные знания, то есть больше обращать внимание на то, что необходимо для получения первичных (фундаментальных) представлениях о мире, об образовании, о жизни, о быте и т.д. Эти знания позволяют человеку лучше адаптироваться в мире, познавать себя, строить причинно-следственные связи и т.д. То есть в современном образовании важно не только преподавать предметы, важно и донести до учащихся, зачем им это нужно, для чего это в жизни, каким образом им это пригодиться и т.д. Фундаментализация стала актуальна в педагогической науке сравнительно недавно, так как современные дети, по мнению педагогов, социологов потеряны в обществе, они не приспособлены жить самостоятельно, часто не понимают, что от них требуется и как вести себя в людях, общественных местах, на работе, в семье и т.д. Ввиду этого данное направление (фундаментализация) стало востребованным в образовательном процессе.
Таким образом, все перечисленные направления развития современной педагогики важны и формируют целостную личность за время обучения.