Впервые о музее как об объекте, имеющим образовательно-воспитательное значение, заговорил А. Лихтварк на международной конференции в 1913 году, который отмечал важную роль экскурсовода как организатора диалога между участниками и экспонатом.
В России основателями музейной педагогики стали А. Б. Бакушинский, Н. И. Романов, О. Ф. Шмит.
Г. Кершенштайнер, немецкий педагог и музейный специалист, предложил идею экспозиции с учётом возрастных особенностей посетителей, наглядностью, которая пробуждала познавательную активность ученика.
Термин «музейная педагогика» ввёл Г. Фройденталь (1931), который разработал методику подготовки детей к посещению музея с последующим закреплением полученных знаний подделками, рисунками и т.п. Учитель рассматривался как участник музейно-педагогического процесса.
А. Рейхвейн воплотил идею музея-мастерской для творческой реализации учеников.
Однако в современной Западной Германии музей больше не используют в качестве обучающего объекта: появилась проблема музейной коммуникации, а музейная педагогика стала призванной создавать условия для знакомства с культурным наследием. Сам же музей стал называться коммуникативной системой.
В 60-80-е годы возник научный спор относительно этого понятия, который обозначил его педагогический (воспитание средствами музея), междисциплинарный (образование, теория коммуникации, обслуживание посетителей, музееведение, психология, педагогика) и посреднический (дидактика музея, передающая культурный опыт) аспекты.
2000-е годы – развитие идей М.М. Бахтина о культурно-историческом диалоге, когда музею присваивают коммуникативный подход во взаимодействии с детьми школьного возраста.
Т.П. Мышева (2011 подводит некий итог развитию этого этапа, предложив музейной педагогики как науки, воспитывающей средствами музея, предметом которой является музейная коммуникация, передающая культурно-исторический опыт в условиях музейной среды с помощью педагогического процесса.
На третьем этапе можно отметить, что сложилась традиция сотрудничества с музеями у педагогов, преподающих историю, и учеников, интересующихся историей.
Вместе с тем до определённого момента музейная педагогика являлась сферой дополнительного образования. На базе музеев создавались кружки, секции, курсы.
В 2014 году в соответствии с ФГОС уроки биологии, истории, литературы, физики, химии, МХК, ИЗО было предложено проводить циклами на базе музеев. Предложена партнёрская форма сотрудничества музея и школы.
Сразу обозначилась проблема: школьные учителя не знают специфики музейного дела, экспозицию, а музейные работники не владеют методикой, недостаточно имеют образования в сфере детской психологии. Предложено учителям-предметникам разрабатывать соответствующие проекты и реализовывать их на базе музеев. За рубежом такая практика является повседневной: учителя проводят уроки, музейные работники предоставляют необходимые экспонаты и т.п.
Музеи существуют и в школах, которые выполняют роль научно-исследовательских центров.
Развитие музейной педагогики привело к созданию новых педагогических технологий и развитию познавательной активности учеников средствами музеев.
Развитие музейной педагогики базируется на следующих принципах:
Все это позволяет приобщить новое поколение к историческому прошлому нашей страны, к достижениям науки и технике разных эпох и т.п, развивает навыки взаимодействия со сверстниками.
Для младших школьников создаётся «живой» музей, для старших – интерактивное взаимодействие, решение проблем, моделирование ситуации, создание проекта с глубоким изучением предмета, формированием собственного мнения.
Предложены четыре модели обучения в музее: поисковая с проблемным заданием, коммуникативная модель основана на педагогике сотрудничества, имитационное моделирование - конструирование, инновационно-игровая – создание нереальной ситуации.
Современная музейная педагогика получила своё развитие так же, как научная дисциплина, со своей методологической базой, предметом исследования. Она связана не только с психологией, педагогикой и музееведением, но и с искусством. Возросли требования к подготовке кадров музейных работников. Музейная педагогика становится новейшей технологией развития личности средствами искусства.
Развитие музейной педагогики позволило определить её образовательные возможности. Не только школьники разных возрастов могут эффективно обучаться средствами музеев, но и дети с особыми образовательными потребностями.
Это позволит социализироваться, адаптироваться детям в обществе и раскрыть их творческий потенциал , или направить в русло научно-исследовательской деятельности с активизацией познавательного интереса на базе музеев.
В 2016 году появляются работы о влиянии музейной педагогики на эстетическое формирование личности дошкольника.
В 2017 году продолжается обсуждение понятий связанных со сферой музейной педагогики. Это связано с неопределённостью терминологии, что вызывает некоторые проблемы при переводе научных исследований данной отрасли. Сапанжа О.С. предлагает для внесения ясности перевода следующие понятия и их толкования:
Музейное образование – приобретение культурного опыта средствами музейной коммуникации.
Музейная коммуникация – тип социальной коммуникации средствами музейного содержания – экспонаты, экскурсии и т.п.
Образовательная деятельность в музее – процесс с целью формирования жизненного опыта путём активизации музейной коммуникации у посетителей.
Музейная педагогика – совокупность образовательных концепций, определяющие содержание, принципы, методы и методологические основания реализации образовательной деятельности в музее.
Таким образом, зародившись в Германии в качестве идей воспитания средствами музейного содержания, творческого развития детей на базе музея, в России в послевоенные годы получило особое развитие направление музейной педагогики в рамках дополнительного образования. Данное понятие включило в себя диалогическое начало, а затем в рамках современной концепции образования стало частью новых технологий обучения и воспитания детей, начиная с дошкольного возраста и заканчивая детьми с особыми образовательными потребностями. Совместная деятельность школы и музеев привели к созданию комплекса по развитию средствами музея. Выделившись как отдельная отрасль науки, музейная педагогика переживает стадию уточнения методологии, понятийного аппарата и области проблем будущих исследований.