Основные механизмы обучения
Обучение сложный и многогранный процесс, в основе которого положены разные принципы, способы и механизмы образования.
Надо заметить, что за многовековую историю педагогика претерпела множество изменений в рамках способов и механизмов обучения и воспитания.
Определение 1
Механизмы обучения – это совокупность способов и принципов обучения, которые повышают эффективность образовательного процесса.
Итак, к механизмам обучения можно отнести:
- Систематичность образовательного процесса. Данный механизм говорит о том, что весь учебный материал, который преподаватель излагает учащимся, должен быть систематизирован. Нельзя выдавать знания хаотично и беспорядочно. Для реализации данного механизма созданы специальные учебные пособия, которые разрабатываются учеными и педагогами высшей квалификационной категории, а также профессорами и т.д. Систематичность должна присутствовать везде, в каждом предмете, не важно, музыкальная это культура или математика;
- Последовательность образовательного процесса. Этот механизм обеспечивает логическую последовательность в выдаче учебного материала обучающимся. Например, нельзя начинать преподавать физику в начальных классах, так как у детей еще слишком малые познания в области математики, они не смогут правильно применить физические формулы и рассчитать их. Также последовательность должна быть и в каждом предмете в рамках изучаемого материала, желательно делить все темы на разделы, подразделы, которые имеют логическое продолжение один в другом;
- Наглядность образовательного процесса. Еще один механизм, который является обязательным для всех предметов. Педагоги в процессе образования должны использовать самые разнообразные наглядные пособия, которые позволяю делать образовательный процесс простым и логичным. Наглядные пособия могут быть самыми разными: картинки, специализированные плакаты, разнообразные схемы, книги, журналы, рисунки, экраны с изображениями и т.д. Наглядные пособия использовались в педагогики еще в давних времен, но и на сегодняшний день они остаются актуальными;
- Доступность образовательного процесса. Данный механизм обеспечивает такую учебную программу, которая может быть доступна для усвоения каждому человеку, в частности ребенку. Учебный материал должен быть составлен таким образом, чтобы дети вне зависимости от степени своих способностей могли усвоить хотя бы минимум этой программы. Также доступность реализуется в том, чтобы каждый мог иметь возможность посещать учебное заведение, вне зависимости от финансового состояния семьи, культуры и традиций. Образование должно быть доступно всем;
- Учет возрастных особенностей в образовании. Данный механизм формирует учебный материал таким образом, чтобы в зависимости от возраста была и структурирована программа обучения, если это начальная школа, то программа не должна быть сложнее определенного уровня, например, не стоит обучать в 3 классе детей работе на токарном станке, во – первых, это опасно, во – вторых, это сложно и такие задачи не по силам маленьким детям. Также и старшеклассникам не нужны уроки пения или танцев, если это не специализированная школа, ориентированная на данное направление в образовании.
Таким образом, основные механизмы в образовании создают целостную структуру обучения.
Цели обучения
Основные механизмы обучения позволяют достигать целей образования.
К основным целям образования можно отнести: внешние цели и внутренние цели.
Внешние цели образования:
- Жизнеобеспечение общественной системы. Образование позволяет поддерживать естественное и нормальное функционирование общества за счет подготовки молодого поколения посредством образовательного процесса. Все люди современного общества должны иметь хотя бы минимум образования, большая часть членов общества имеет средне специальное и высшее образование;
*Развитие производственных сил. Посредством образования в общество приходят специалисты разных областей, в том числе и производственные сотрудники, которые могут занимать как низшие должности, так и управленческие места. Производственные силы развивают производственные процессы, а, значит, поднимают промышленность и экономику страны;
- Развитие культуры и искусства. Только посредством образовательного процесса можно понять, насколько талантлив человек, есть ли у него способности. Именно в образовательных учреждениях разного уровня готовят специалистов в области искусства и культуры. Также культурные ценности прививаются каждому индивиду в отдельности в процессе обучение, за счет этого и формируется культурное общество;
- Развитие правовых норм и поддержание стабильности в обществе. Именно в образовательных учреждениях детей учат тому, что можно делать, а чего делать нельзя, так как определенные неправомерные действия караются законом. Ввиду привития детям страха за возможное совершенное преступление и наказания за него и формируется стабильное правовое общество.
Внутренние цели:
- Развивать человека как личность. Образование должно всесторонне развивать детей, чтобы ребенок смог в последующем найти свое место в жизни, был активным членом общества, мог развиваться и т.д.;
- Давать знания и навыки, которые ребенок может использовать в дальнейшем в реальной жизни. Цель образования - это дать максимальные знания, а также важно, чтобы в будущем эти знания были востребованными в обществе.
Замечание 1
Таким образом, механизмы и цели обучения позволяют максимально адаптироваться детям ук реальной жизни, стать успешными и найти сове предназначение.
Образование стало неотъемлемой частью жизни каждого человека, живущего в современном мире, качество образования зависит не только от таланта и индивидуальных особенностей ученика, но и от преподавателя, от системы образования, от механизмов учебного процесса и т.д. Чтобы общество развивалось и дальше, прежде всего, необходимо развивать образовательный процесс.