Сущность и функции методологии педагогической науки
Методология в педагогике представляет собой концепцию о нормах и положениях, методиках, средствах и формах познавательной деятельности и реорганизации педагогической реальности.
Это определение означает применение двух основных педагогических инструментов: разнообразие способов изучения педагогических фактов и технологии модификации педагогической действительности.
Методологии педагогического научного знания выполняют следующие основные функции:
- Познавательная функция – основывается на определение значения тех или иных процессов и явлений. Она предполагает объяснение устройства педагогических объектов, процессов и явлений и прогнозирование их дальнейшего функционирования.
- Модификационная функция – основывается на целевом и плодотворном объяснении направлений, методов, приемов достижения имеющих целей и задач педагогической деятельности, а также на введении результатов в практическую педагогическую реальность. На основе этой функции осуществляется становлении педагогики, как прикладного научного знания и определение ее практической значимости.
- Критическая функция – основывается на проведении мониторинга развития педагогической науки с теоретической и практической стороны. На основании этой функции разрабатывается система оценок и показателей продуктивности различных образцов педагогики, изменений, осуществляемых в процессе образовательной и воспитательной работы, оценивается актуальность и эффективность вводимых новшеств.
- Рефлективная функция – основывается на проведении мониторинга и контроля итогов развития научного педагогического знания, внедрения новых методик исследовательской педагогической деятельности. благодаря этой функции педагогическая наука осуществляет поэтапное исследование собственных процессов и явлений т.е. самой себя.
- Творческая функция – основывается на формирование теоретических и практических педагогических задач, которые должны быть разрешены путем применения новых способов, поиска новых путей и средств для достижения продуктивных педагогических результатов.
- Нормативная функция – основывается на указание норм и правил организации педагогических процессов, явлений, порядка проведения педагогических исследований и введения конкретных запретов.
Педагогическая методология представлена методологией педагогической теории и методологией педагогической практики. Они тесно взаимосвязаны между собой и не могут функционировать изолировано друг от друга.
Замечание 1
Методология педагогической науки занимается разработкой научных теорий, содержащих основные направления и инструментарий практического педагогического применения научных концепций.
Благодаря методологии теорий, педагоги-практики получают информацию о том, каким образом можно осуществлять те или иные педагогические действия и насколько целесообразным это является.
Методология практической педагогики в свою очередь осуществляет непрерывный поиск путей преобразования педагогических объектов и процессов, что обуславливает обогащение научного знания новыми концептуальными теориями.
Любые педагогические преобразования имеют методологическое обеспечение. Она осуществляется посредством создания системы показателей, оценивающих состояние педагогической системы, которую требуется изменить. Кроме того, производится поиск моделей педагогических решений, являющихся актуальными и целесообразными для практического внедрения новшеств.
Методологическое обеспечение реформаторской педагогике не возможно без плановых и проектных мероприятий. Плановые образцы анализируются и корректируются, посредством опоры на творческие идеи и решения, а в последствие производится проектирование инновационной педагогической модели, предполагающей заменить, существующую педагогическую систему. Инновационная модель затем внедряется в практику на основании построенного алгоритма.
Важное значение в методологическом обеспечении преобразований имеется четкий регламент и разработка системы контроля для обеспечения защиты педагогической системы от введения псевдоноваторства.
Методологические подходы педагогики
С помощью различных методологических подходов, в процессе исследования педагогических процессов и явлений, делается возможным определение научных и практических проблем педагогики, разработка стратегических и тактических планов по их разрешению, а также введение новшеств в педагогическую практику и составление прогнозов ее дальнейшего развития.
В практической и теоретической педагогике применяются следующие методологические подходы:
- Системный подход. Он применяется для изучения и анализа сложных педагогических процессов. Данный подход основывается на рассмотрении, изучаемых объектов, как целостных систем, состоящих из комплекса взаимосвязанных элементов. Любой объект в данном случае рассматривается, как целостное явление, которое имеет составные компоненты, каждый из которых имеет свою значимость и функциональную роль, занимает особое мест, зависит и оказывает влияние на целостный системный процесс.
- Личностный подход. Основывается на постановке личности в качестве основы организации педагогического процесса. Личность, ее развитие, функционирование, потребности, стремления, ставятся ориентиром и основным показателем эффективности функционирования, исследуемой педагогической системы.
- Деятельностный подход. Основан на рассмотрении деятельности личности в качестве фундамента развития любого педагогического процесса или явления. Деятельность является способом существования личности и социального развития. В процессе деятельности, личность осуществляет преобразование окружающей действительности и самого себя. Это приводит к формированию основных качеств личности, развитию самосознания, самодостаточности, самостоятельности.
- Диалогический подход. Представляет собой рассмотрение личности, как сложной структуры, которая может развиваться только в процессе взаимодействия с социумом. Личность является носителем взаимосвязей социальной группы.
- Ценностный подход. Основан на связи теории и практики педагогического научного знания. Личность рассматривается, как основная ценность, которая имеет право на воспитание и образование. Особой ценностью считается организация воспитательного процесса, ориентированного на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности. Социально-экономическая сфера общества приводит к изменению педагогических ценностей.
- Культурологический подход. Рассматривает культуру, как основную систему ценностей. Поэтому развитие личности возможно только на основе усвоения культурного наследия, а также применение своих творческих способностей для создания новых культурных ценностей.
- Антропологический подход. Педагогический процесс , в данном случае, строится на основе синтеза научных теорий, концепций о человеке.
- Этнопедагогический подход. Основан на том, что учебно-воспитательный процесс строится, опираясь на культурные особенности, традиции и обычаи народа. Ребенок должен развиваться в близкой ему среде, чтобы максимально реализовать все имеющиеся воспитательные возможности.