Значительный отрезок времени методологическая деятельность рассматривалась в качестве составной части научной работы. В педагогической деятельности методология использовалась крайне редко. Да и сегодня она не пользуется большой популярностью. Изучение этой области педагогики показывает, что методологическая деятельность может внести большой вклад в развитие педагогической науки и творческой деятельности педагога. В конце XX века многие ученые называют методологическую деятельность самостоятельным научным направлением: она, по их мнению, способна дать обоснование научной деятельности, определить исследовательские навыки педагога.
Требования современного образовательного стандарта особенно концентрируют внимание на самостоятельной методической деятельности учителя, а именно:
Методологической культурой педагога называют способы формирования и применения различных способов практической и теоретической деятельности педагога. Основными составляющими методологической культуры являются убеждения учителя, его понимание деятельности педагога, план самосознания.
Методологическая культура складывается благодаря следующим принципам:
Методологическая культура педагога также предусматривает применение методологического поиска, который помогает формированию субъективного отношения к учащемуся. Методологическим поиском называют способность преподавателя находить значение, ядро, идею педагогического воздействия, которые были бы значимы не только для себя, но и для учеников. Методологический поиск способствует личностному развитию всех участников образовательного и воспитательного пространства образовательной организации. Применение однотипных методов педагогической деятельности в разных образовательных учреждениях не приемлемо. Универсального метода, который подходил бы всем не существует. Поэтому педагог должен не только использовать уже отработанные методы работы. Анализ окружающей среды, происходящих в ней событий, собственное отношение и восприятие учеником к этим событий, влияют на выбор методов педагогического воздействия. Причем, при похожих обстоятельствах, но различному отношению учеников к подобным явлениям, применяемые методы могут значительно отличаться.
Педагогическая культура и педагогическое воздействие находятся в постоянном движении. Они меняются в зависимости от того, как меняются обстоятельства, события, явления окружающего мира. Культурологическая составляющая педагога является переменной величиной и зависит от деятельности и мышления участников образовательных процессов, жизни образовательного учреждения, персональных достижений педагогов, которые создают новейшие педагогические методики и технологии.
Методологическая культура - это способ получения новых знаний педагогической науки. Использование методологии позволяет не только использовать уже имеющиеся способы обучения и воспитания, но и создавать собственные. Так формируется навык самостоятельной работы, отношение к предмету и собственной деятельности.
В центре внимания педагогики находится человек, смысл его жизни, понимание своего положения в современном мире. Поэтому к методологической культуре педагога будет отнесена только такая методика, которая имеет личностную направленность. Овладение новыми методическими знаниями и умениями позволяют формировать коммуникативную культуру, организаторские навыки, познавательный интерес и другие умения. Их целесообразность обусловлена направленностью на личность, необходимостью поисковой деятельности и творческих проявлений, решению конфликтных и кризисных ситуаций в процессе обучения и воспитания. Кроме того, методологическая культура позволяет не только моделировать различные педагогические условия, но и способствует самоопределению в профессии.
Современное образование претерпело многочисленные изменения, как в составе, так и в методах формирования образовательного пространства. На первый план выходят ориентирование на личностное обучение, творческий подход к усвоению учебного материала, групповые и индивидуальные формы работы, сотрудничество учителя и ученика. Образование стало более ориентированным на человека.
Поэтому методологическая деятельность педагога становится способом получения и производства новых образовательных умений и навыков. Методологическая культура позволяет педагогу вырабатывать собственную педагогическую стратегию.