Педагогическая культура – это личностные характеристики характера педагога, его поведения в процессе воспитательных и образовательных мероприятий.
Хороший педагог кроме профессиональной ориентированности, должен обладать интересом в своему делу, ученикам и их особенностям. Педагог обладающий высокой культурой является вдумчивым анализатором поведения и поступков. У него есть понимание того, что нужно ставить себя на место ученика, с целью лучшего понимания его мотивов.
Качества хорошего педагога:
Наличие данных черт определяют уровень культуры у педагога, и его способность влиять на учебный процесс.
Культура речи подразумевает под собой наличие педагогической ориентированности личности, которая отображает предрасположенность человека к учебно-воспитательной деятельности и его умение достигать требуемых целей.
Не достаточно простого знания своего предмета, требуется также умение интересно его излагать. Формирование педагогической культуры следует развивать уже на первых курсах университета, а их совершенство должно продолжать на протяжении всего времени преподавания.
Центральные компоненты педагогической культуры:
Педагогический такт – это умение педагога описать верными выражениями свои требования и просьбы. Хорошему учителю под силу добиться выполнения тех или иных заданий без применения грубости и придирчивости. Умение педагога отдавать распоряжения должны проявляться как просьба, но не быть похожим на упрашивание. Психолого-педагогическая культура учителя должна быть на высоком уровне, и предусматривать умение внимательно выслушать собеседника, независимо от его личности. Не важно кто перед учителем мальчик или девочка, взрослый или ребенок, учитель должен выслушать точку зрения собеседника до конца, даже если она не верна, и только после этого высказать свое мнение. Ответ не должен содержать грубостей и насмешек.
Культура речи является основой педагогической культуры. Главным инструментом в арсенале педагога является умение общаться, как с ребёнком так и со взрослым. Успех педагогической деятельности напрямую зависит от умения правильно выражать свои мысли, грамотно их формулировать.
Эрудиция проявляется в педагоге благодаря широкому кругозору. С помощью этого оно может ответить не только на любой вопрос, но и рассказать много других интересных фактов, не связанных с деятельностью. Для развития эрудиции педагогу требуется много читать, просматривать научные документальные фильмы, следить за информационными поводами.
Педагогическая техника, в нее входит комплекс компонентов, таких как владение голосом, мимика, осанка, поведение и отношение к ученикам. Это и умение понимать окружающих, сопереживать им, выявлять творческий потенциал учащихся. Техника у педагога проявляется через отношение к себе, его заинтересованности в успешности учебно-воспитательной работе.
Внешний вид является неотъемлемой частью педагога. Умение одеваться, выглядеть соответственно своей профессии, определяет его отношение к деятельности. Это станет примером для воспитанников и станет эталоном примеров в будущем.
Педагогическая культура предполагает саморазвитие творчества педагога и его воспитанников. В.С.Библер является основополагающим теории о педагогической культуре с точки зрения философии. Феномен культуры переплетает в себе отклики диалогов прошлых культур, настоящих и будущих.
Педагогическую культуру можно рассмотреть как общение двух индивидов в разнообразные моменты передачи знаний человеческой культуры. Включенные в нее динамические системы педагогических ценностей, рассматриваются как способы деятельности и профессионального поведения преподавателя.
Педагогическую культуру определяет не количество опыта или знаний учителя, а личное отношение педагога к ним. Уровень мышления определяет отношение к знаниям. Педагогическое мышление включает в себя:
Библер Владимир Соломонович (4.06.1918-3.06.2000) – советский и российский философ, культуролог, историк культуры, родился в Москве. Являлся создателем учения о диалоге культуры, автор работы по истории европейской жизни, логики культурного развития, теории научного познания. Руководил проектом и коллективным исследованием в Школе диалога культур (ШДК).
Этика – норма поведения включающая в себя мораль человека не зависимо от его класса, общественной и профессиональной группы.
Педагогическая этика является важным основанием в профессиональной культуре педагога, определяющая нравственные позиции, с помощью которых происходит общение с учениками, коллегами, родителями. Часть элементов педагогической этики появились вместе с развитием педагогической деятельности. Учитель в этом процессе играет важную роль.
Закладывая моральные устои в своих учениках, учитель должен сам иметь высокие моральные принципы, воплощая их по мере сил на практике в жизни. Именно поэтому строгость и демократичность сочетается в педагоге. При этом остается понимание, что учитель это такой же человек как и всякий, у него могут быть ошибки, промашки, недочеты. Выход их подобных ситуаций должен быть достойным и наполненный спокойствием. Ведь как бы банально не звучало, но учитель учит в первую очередь добру. Ему под силу увеличить влияние гуманистических идей в своих воспитанниках, в случае соблюдения педагогического такта и этики преподавания.