Критерии педагогической культуры могут определяться как Федеральным государственным стандартом, предъявляемым выпускникам педагогических образовательных учреждений, так и Концепцией образования, в которой сформулированы конечные цели образования и воспитания обучающихся на каждой ступени, так как результат их достижения, безусловно, во многом определяет именно личность педагога или педагогического коллектива в целом, так и общими представлениями о современных нормах этикета.
Такой большой выбор оснований для выделения критериев педагогической культуры обусловлен социальным заказом получения конечного продукта процесса образования и воспитания – самостоятельной креативной личности с активной жизненной позицией, стремящейся приносить пользу обществу.
Также выбор зависит от специфики влияния личности учителя на процесс воспитания, развития обучающегося и обратного влияния обучающихся на личность преподавателя, в связи со спецификой педагогического взаимодействия, которое всегда взаимообусловлено.
Таким образом, согласно выделенным основаниям определим критерии педагогической культуры:
Внешний вид: повседневный макияж для женщин, аккуратная прическа, деловой стиль одежды нейтральных цветов. Для воспитателей, работающих с малышами, может потребоваться специальный халат, который не должен ассоциироваться с врачебным, в связи со спецификой работы по привитию гигиенических навыков дошкольникам. Для мужчин аккуратная прическа, деловой костюм нейтральных тонов или допускается однотонная рубашка без пиджака. Недопустимы спортивные костюмы, за исключением педагогов физкультуры, ритмики.
Речь. Для воспитателей младших групп ДОО характерны напевные интонации для развития фонематического слуха, создания успокоительной атмосферы, особенно для детей в период адаптации. Для учителей важна четкая дикция, поставленный голос (который зачастую вырабатывается за годы работы, но и возможен при специальных тренировках, при выполнении логопедических упражнений, пении, техниках риторики).
Мимика. В связи с тем, что педагог всегда находится на виду у детей, родителей, обучающихся, коллег, то обязан следить за мимикой и способом выражения эмоций, в связи с тем, что дети способны бессознательно копировать их. Сдержанная доброжелательная улыбка, строгий взгляд, в зависимости от ситуации. Иногда возникают ситуации, когда необходима быстрота реакции: разнять дерущихся, успокоить обиженного и т.п. В этом случае естественность поведения и выражения эмоций будет сильнее любых слов (испуг за ребенка может быть гораздо более действенным способом воспитания, чем длинная нотация о вреде конфликтов).
Рассмотрим внутренние качества педагога, которые неизбежно проявляются в образовательном процессе и также служат критериями педагогической культуры.
Безусловно, на каком-то жизненном этапе человек принимает решение, что единственная его дорога в жизни – это работа с детьми.
Причины выбора профессии могут быть разными:
Некоторые современные исследователи проводят эксперименты в работе со школьниками для подготовки педагогической смены. С этой целью разрабатываются дополнительные программы в образовании по учебным предметам, постоянном самоанализе педагога своего поведения, анализе реакции обучающихся на промахи педагогов, степени сохранения заинтересованности учеников к выбору именно педагогической профессии.
Таким образом, определим внутренние качества педагога, важные как с точки зрения привлекательности профессии, так и с точки зрения «потребителя» - ученика:
Результаты работы педагога являются критериями его педагогической культуры.
По достигнутым личностным результатам обучающихся педагог может определить, насколько им достигнуты цели образования, воспитания и развития, эффективность средств, методов, технологий. То есть профессиональная компетентность педагога, качество оказываемых им образовательных услуг также можно назвать критерием педагогической культуры и проверкой соответствия занимаемой должности.
Кроме того можно назвать в качестве критериев следующие. Во-первых, это удовлетворённость обучающихся от пребывания в образовательном учреждении. Во-вторых, проявление личностных качеств помощи и взаимопомощи среди обучающихся. В-третьих, удовлетворенность в выборе профессии. В-четвёртых, способность к самопознанию, самореализации, любовь к культуре края, страны, осознание себя частью народа, нации.
Таким образом, критерии педагогической культуры могут определяться в совокупности внешностью, внутренними качествами педагога, его профессиональной компетентностью и достигнутыми результатами обучающихся в соответствии с современными стандартами образования.