Криотерапия относится к нестандартным методикам коррекционного педагогического воздействия и основывается на применении в логопедической терапии игр со льдом.
Ее эффективность состоит в том, что воздействие льда на нервные окончания в умеренных количествах имеет благотворное и даже целительное действие.
Происходит изменение в работе сосудов: спазм мелких артерий, который происходит в начале, под воздействием холода расширяется, холод приводит к мышечному сокращению, что способствует притоку крови к месту воздействия, снабжению тканей питательными веществами и усилению импульсов, движущихся в область головного мозга, с целью активизации работы двигательных речевых процессов.
Криотерапия способствует общему оздоровлению организма и развивает мелкую моторику, что приводит к улучшению письменной речи, а параллельно и к улучшению функционирования артикуляционного аппарата. Речевые процессы исправляются и развиваются в правильном направлении.
Поскольку криотерапия ведет к развитию и совершенствованию процессов мелкой моторики, то это благотворно сказывается на активации сфер головного мозга, отвечающих за речевое функционирование.
Речевой аппарат формирует новые нейронные связи, а скорость прохождения нервных импульсов от артикуляционных органов значительно возрастает. Это позволяет улучшить качество речи и устранить, имеющиеся искажения в произношении звуков. Помимо этого, происходит улучшение памяти, восприятия, внимания, пространственной ориентации, развиваются мыслительные процессы, что совершенствует способности к запоминанию новой информации.
Методика применяется как для речевых коррекций общего плана, так и для сложных речевых нарушений, являющихся сопутствующими, имеющимся патологиям развития.
Например, при заболевании ДЦП, криотерапия способствует повышению чувствительности и активации в головном мозге спящих областей. Это позволяет развить произношение и улучшить его.
Использование методики криотерапии требует дополнительных средств, а именно специального оборудования.
Применение криотерапии эффективно не только в раннем дошкольном возрасте, но и на школьном этапе развития. Она позволяет исправлять нечеткость произношения, шепелявость, заикание и способствует общему речевому развитию и совершенствованию его функционирования.
Систематичные и регулярные занятия криотерапией улучшают речевую артикуляцию и развивают ловкость движений. Запоминание становится гораздо более развитым и заинтересованность учебным процессом, а также коррекционной терапией возрастает.
Криотерапия оказывает серьезное воздействие на организм и потому должна строится на основе индивидуального подхода. Криотерапию нельзя применять при наличии заболеваний: эпилепсии, миопатии, невыносимости холода, высоких температурах, инфекционных заражениях и в период активизации хронических патологий.
Данная методика используется в качестве коррекционного воздействия при заболеваниях ДЦП, даунизме, торможениях в речевом развитии, вызванном стрессовыми обстоятельствами, гипоксии мозга, различных неврозах и гиперактивности.
Методика криотерапии требует использования особого оборудования. На логопедических занятиях применяются различные фигурки из льда, кубики. Терапия проводится в игровой форме. Для этих целей используется специальные формы для замораживания. Эти формы изготавливаются, как правило, из силикона и называются «шашечками».
Рисунок 1.
При подготовке занятия, основанного на методике криотерапии, важно соблюдать несколько простых правил:
Рисунок 2.
Методика криотерапии должна быть применена в логопедической коррекции в несколько основных стадий: