Сущность технологии образования
Образовательная технология представляет собой модель или настоящий процесс организация педагогической деятельности, состоящей из индивидуальных, групповых, диагностических, информационных, организационных, развивающих, гуманитарных, управленческих, эвристических элементов.
Таким образом, технология в образовательном процессе является целостным процессом, носящим системный характер и состоящим из ряда подсистем.
Понятие образовательная технология рассматривается в трех аспектах:
- Научном – представляет технологию в качестве составной части педагогики, которая занимается исследованием и созданием целей, методик обучения и проектировкой организации учебного процесса.
- Процессуально-описательном – технология представляет собой алгоритм процесса, содержащий цели, задачи, методы и средства достижения необходимых результатов.
- Процессуально-действенном – проведение учебного процесса и обеспечение его полноценного функционирования.
Определение 1
Образовательная технология представляет собой систематический метод планирования, использования и оценки результатов проведения учебного процесса. Образовательные технологии разрабатываются на основе принципа рациональности т.е. количество ресурсов, применяемых в учебном процессе должно быть минимально возможным для эффективного достижения, поставленных образовательных задач.
Образовательная технологии ориентирована на решение дидактических проблем в области управления образовательным процессом с конкретно поставленными целями, свершение которых имеет четкое описание и конкретизацию.
Образовательная технология занимается определением принципов и созданием способов оптимизации учебного процесса с помощью проведения мониторинга, факторов, благотворно влияющих на продуктивность обучения с использованием материалов и средств, а также особых методик обучения.
Современные образовательные технологии разрабатываются на базе новейших исследовательских разработок в сфере образования и основываются на информационных ресурсах. Каждая технология, применяемая в образовательной среде, разрабатывается с учетом необходимости выполнения ряда требований:
- Концептуальность – технологии базируются на научных идеях, содержащих педагогическое, психологическое и философское подтверждения достижения существующих целей и задач образования;
- Системность – построение технологии на базе системной структуры, характеризующейся целостностью, наличием составных элементов и их взаимосвязи и взаимозависимости, логичности протекания технологического процесса;
- Управляемость – образовательный процесс, основанный на применении той или иной технологии должен иметь возможность быть спроектированным, проанализированным и прогнозируемым, а также используемые методы и средства в его ходе должны быть адаптированы к варьированию и коррекции;
- Результативность – технологии образования должны отвечать требованиям эффективности достижения образовательных целей и задач и минимальными ресурсными затратами;
- Повторимость – применение технологий в однотипных образовательных заведениях и различными педагогами;
- Гибкость – адаптация технологии под существующие условия прохождения учебного процесса;
- Динамичность – развитие и перестройка технологий в связи с развитием образовательной системы.
Замечание 1
В настоящее время технологии получили широкое применение в учебном процессе. Вопрос целесообразности их использования в учебном процессе не является актуальным. Важное значение отводится проблеме творческого подхода педагогов к использованию различных технологий образования. Понятие образовательная технология тесно связано с понятием профессиональная культура педагога. Это значит, что технологии требуют особого, творческого подхода к их использованию и выступают особой педагогической ценностью, рождающейся благодаря творческому подходу педагога.
Образовательные технологии классифицируются по различным основаниям и избираются исходя из конкретных потребностей организации учебного процесса, индивидуальных особенностей учащихся и квалификации педагогов.
Основные элементы построения образовательной технологии
Технологии, применяемые в сфере образования имеют следующую структуру:
- Целевой элемент – совокупность, поставленных целей и задач обучения, ориентированные на развитие личность учащихся и их социализацию;
- Концептуальный элемент – теоретические концепции, на которых базируется та или иная технология образования. Эти концепции составляют методологическую базу данной технологии;
- Содержательный элемент – содержание учебных программ, представленное особым образом, отвечающим специфики учебных и воспитательных мероприятий конкретной образовательной технологии;
- Процессуальный элемент – включает стадии организации учебного процесса, соответствующие специфике технологии, а также методы, приемы, способы и средства обучения, используемые на каждой стадии;
- Диагностический элемент – совокупность диагностических методик, направленных на измерение уровня достижения, поставленных образовательных целей и задач.
Одними из ведущих исследователей образовательных технологий являются М.Е. Бершадский и В.В. Гузеев. Ими были предложены следующие основные элементы построения технологии образования:
- Образец первичного состояния учащегося, включающего особые свойства, которые должны иметься в наличии для организации технологического процесса;
- Образец конечного состояния учащегося, которое будет достигнуто и должно быть достигнуто при применении технологии;
- Приемы и методы оценки текущего состояния учащегося и системы мониторинга его последующего развития;
- Совокупность моделей обучения;
- Основные показатели для выбора лучшей модели обучения, применимой в определенных условиях учебного процесса;
- Механизм, обеспечивающий взаимосвязь и взаимодействие между оценочными показателями и выбором модели обучения, соответствующей этим данным.