Изучение классических систем сенсорного воспитания становится особо актуальным в современных условиях приоритета интеллектуального развития детей в любом возрасте, в частности, дошкольном. Некоторые исследователи считают это перегибом в современной системе образования.
Сенсорное воспитание предполагает развитие чувственной сферы ребенка, всех его органов чувств и восприятия с момента рождения и непрерывно всю жизнь.
Наиболее благоприятным возрастом для развития сенсорной сферы человека считается дошкольное детство, которое является залогом успешного развития в дальнейшем всех сфер ребенка, в частности, умственной, речевой.
Первый этап развития системы сенсорного воспитания можно связывать с именем немецкого педагога Ф. Фребеля (начало-середина ХIX века). Его заслуга в организации системы детских садов, которая успешно используется до настоящего времени. Отталкиваясь от его взглядов, одобряя и критикуя их, ученые развивали другие методы сенсорного воспитания как в России, так и на Западе.
Особенности сенсорного развития Ф. Фребеля заключаются в его методике развития чувственной сферы ребенка с грудного возраста до 6 лет, для которой он разработал разнообразный дидактический материал: шесть «даров», игры и песни для их сопровождения собственного сочинения, побуждая родителей создавать подобные песни и стихи лучшего качества для развития слуховой, двигательной, речевой сфер ребенка в рамках эстетического, нравственного, умственного воспитания.
Шесть даров позволяют развивать восприятие цвета (для этого использовались цвета радуги: сначала жёлтый, затем красный, фиолетовый, синий, голубой, зеленый, оранжевый), формы (использовались кубики, разрезанные по диагонали, горизонтали и вертикали в разных наборах для каждого периода дошкольного детства с 4 до 6 лет). Ребенок первоначально различает тьму и свет, затем желтый цвет, далее красный и т.д.
Недостатком системы считается ее религиозная направленность и жесткое следование методике с запретом на детскую непосредственность и инициативность.
Второй этап развития системы сенсорного воспитания можно связывать с именами бельгийского педагога, психолога, врача О. Декроли и итальянского педагога, имеющего степень по медицинским наукам, Марии Монтессори (конец ХIX- середина ХХ века).
О. Декроли предложил систему развития ребенка с опорой на его интересы и инициативность.
Роль педагога в наблюдении и предложении подходящих тем и предметов в рамках интересов ребенка. Для учёного важным в сенсорном развитии являлись игры: логические, для развития мелкой моторики, чувства времени, счета и чтения, речи.
Методы для развития восприятия: наблюдение за предметами и явлениями, их измерение, рассматривание, и ассоциации. Основой развития воображения являлись предметы, а не фигуры. Уделялось внимание классифицированию предметов, навыкам обобщения.
Недостатком данной системы считается отсутствие системы, в связи с опорой только на сиюминутные интересы ребенка.
М. Монтессори была противницей игр. Ее система развития сенсорной сферы основывалась на научных знаниях и способах изучения мира. Поэтому для нее важным было сравнение, сопоставление, умение видеть различия. М. Монтессори в воспитании подчеркивала уважение к личности ребенка. Роль педагога в создании условий для сенсорного развития, запрет на диктат воспитателя в ходе занятий.
Для развития глазомера М. Монтессори предлагает упражнения с переливанием воды из различных емкостей в емкости с узким, широким, средним отверстием.
Для развития мелкой моторики – упражнения с перебиранием мелких и крупных зерен, бусин и т.п. с их сортированием и раскладыванием в емкости предметов одного размера.
М. Монтессори разработала систему работы с цветами и их оттенками (64 оттенка).
В системе итальянского учёного приветствуется активное участие ребенка в повседневных делах (разливание чая по чашкам, супа по тарелкам, мытье посуды и ее раскладывание). Главным принципом является самовоспитание и самообучение, поэтому образовательная среда максимально этому способствует: легкие предметы обихода, подходящего для ребенка размера шкафчики и т.п.
Многие идеи М. Монтессори используются в современных ДОУ, существуют по всему миру школы ее имени.
Началом развития методов сенсорного воспитания в России связывают с именем педагога и общественного деятеля Е. И. Тихеевой (конец ХIX-начало ХХ века).
Значение деятельности Е. И. Тихеевой основано на принципах развития речи детей посредством восприятия и познания окружающего мира. Педагог разработала методику развития фонематического слуха, что тесно связано со слуховым восприятием.
Для развития органов чувств у детей Е. И. Тихеева предложила дидактический материал, состоящий из парных предметов для выделения признаков сходства и различия по цвету, форме, размера (мебель, одежда, игрушки и т.п.).
Воспитатель раздает картинки детям. У воспитателя набор всех картинок. Воспитатель предлагает поиграть в игру «У меня такая же». Она показывает детям одну картинку и спрашивает: «У кого такая же? Что изображено на твоей картинке?
Идеи психолога А. В. Запорожца (середина ХХ века - 2-я половина ХХ века) актуальны для современной системы образования своим принципом сравнения с сенсорным эталоном. Сенсорный эталон позволяет тренировать восприятие и вычленять опознавательные признаки по цвету, форме, величине.
В настоящее время наиболее перспективным направлением в использовании принципов классического сенсорного воспитания является коррекционная педагогика для детей с ОВЗ или с вторичными нарушениями вследствие первичных недостатков - зрения, слуха, звукопроизношения с помощью организации сенсорных комнат для развития многообразия восприятия, впечатлений и ощущений для детей дошкольного и школьного возраста.
Некоторых исследователей интересует, как сформированные леворукость и праворукость влияет на тактильное восприятие подростков и взрослых, приходя к любопытным и важным выводам о том, что окончательным этапом развития тактильного восприятия разными руками является подростковый возраст.
При этом обнаружено, что наиболее качественным оказывается тактильное восприятие левой руки.
Таким образом, классические системы сенсорного воспитания имеют огромное значение для современного образования и воспитания детей разного возраста как тех, развитие которых условно соответствует норме, так и тех, кто относится к обучающимся с особыми образовательными потребностями.