Педагогическая наука, активно развиваясь, заняла прочное место в жизни общества. В настоящее время она изучает весь учебно–воспитательный процесс, его характеристики, содержание образования, формы и методы, приемы и принципы обучения и воспитания и т.п. Значение ее в современном мире все больше укрепляется и растет.
Становление педагогической науки наиболее точно рассмотрел ученый П.Ф. Каптерев, который разработал периодизацию истории отечественной педагогики с $IX$ до начала $XX$ века. В данной периодизации за основу взята роль участия в педагогике церкви, государства и общества. В развитии науки педагогики он выделил основные этапы.
Церковный период (988 – 1700 гг.). В это время церковь оказывала наибольшее влияние на педагогику. Органом педагогического воздействия были церковь и духовенство, а основной идеей образования было церковное мировоззрение.
Особенностями церковного периода образования являются:
В первом начальном периоде становления педагогики, как науки, в Древней Руси не развивалось, а образование основывалось на Библии и книгах Ветхого завета, была пропитана духом религии – православия. Идеалом воспитания были утверждения о главенствующем положении отца в семье, о верности и повиновении матери отцу, о зависимом положении детей, как служителей своих родителей. Ребенок не расценивался как личность, как индивидуальность, ему отдавалась роль подчинения, в какой-то степени, до унижения и отсутствия прав. Обучение проводилось в крупных городах, где были организованы школы при церквях. Постепенно стали появляться кустари, так называемые «мастера грамоты», которые обучали детей на дому. Самостоятельно можно было обучаться лишь по книгам, переведенным с других языков.
Событиями, оказавшими положительное влияние на становление педагогики стали создание Кириллом и Мефодием в IX веке новой азбуки – кириллицы и появление в 1574 году первой печатной азбуки Ивана Федорова.
Позже появились Братские школы на Украине и в Белоруссии, когда Юго-Западная Русь при объединении Литовского государства с Польшей в 1386 г. получила давление католической церкви, а православные братства оказывали активное сопротивление. Эти братства и организовали элементарные, средние и даже высшие школы. Организованность в этих школах была на более высоком уровне: существовали уставы, регламентирующие деятельность данных школ, сама организация проведения занятий стала ближе к современной классно-урочной форме (дети были разделены на три группы исходя из их возраста и подготовки, и обучение проходило исходя из этого деления по-разному). Условием поступления в такую школу было желание превознести православие.
Итогом развития братских школ стало видоизменение школ в Киеве и Москве, где и появились Киево-Могилянская академия в Киеве (1620 год) и Славяно-греко-латинская академия в Москве (1682 год). Так же принимались туда дети семей, исповедовавших православие, не смотря на сословие и принадлежность к той или иной национальности. Учителями так же были истинно православные русские и греки.
Государственный период (1700 – 1856 гг.). Развитие высших школ в Киеве и Москве привлекло внимание государства к педагогике.
Особенности государственного периода образования:
Основными событиями данного периода для развития педагогики стали реформы в образовании Петра I.
За счет того, что образование меняло свою направленность и добавляло много новых наук, а о структуре еще никто и не говорил, все было спонтанно и не подкреплялось какими-либо научными или практическими объяснениями,обучение являлось хаотичным, спутанным. Обучение стало обязательным и было приравнено к государственной службе. Однако, появились и другие, составившие конкуренцию, виды светского образования. Обучаться можно было у отдельных профессионалов, обучающих вне школы или же обучаться за границей.
Заведения высшего образования были пока только в идеях и замыслах. Открылась только 1725 году Академия наук в Петербурге.
Затем, в 60-е годы $XVIII$ века проявился повышенный интерес государства и общества к проблемам образования. В педагогике появились две заимствованные идеи у Запада.
Во время правления Екатерины II две педагогические идеи были заимствованы у Запада: индивидуалистическая и социально-государственная. Попытки объединить эти две теории привели к мысли о том, что семья не может правильно воспитать человека и нужно в возрасте 5-6 лет устраивать детей на обучение до 18-20 лет в специальные воспитательные учреждения. Так появились Смольный институт благородных девиц (1764), Императорский шляхетный корпус (1766), Коммерческое училище (1772), подготовительное училище при Академии художеств (1764).
В 1774 году Екатерина II организовала "Комиссию об учреждении народных училищ" под руководством Ф.И. Янкович, в которой были разработаны и введены в действия уставы учебных учреждений разного уровня образования.
Общественный период (1856 – 1917 гг.). Особые изменения в педагогике и в образовании стали происходить с момента освобождения крепостных крестьян. В этот период к управлению органами образования подключается общественность в виде общественных органов и организаций.
Характерные особенности:
В данный период становления отечественной педагогики происходит развитие начального, внешкольного (дополнительного) и специального образования, организация обучения в школах становится систематизированной и более совершенной. Развивается женское образование и появляются высшие женские курсы. развитие женского образования. Кроме того педагогика свое развитие осуществляет по средствам научной и художественной литературы. В этот период появляются идеи о семейном воспитании.
Продолжением общественного периода развития педагогики является современная педагогика со всеми своими особенностями, которые мы имеем и наблюдаем сейчас.