Теория воспитания была впервые создана в Древней Греции, принципами её построения были гармония и всесторонность. Именно эти принципы были отмечены в работах Платона, Аристотеля.
Основная цель системы школьного образования, принятая в Афинах, заключалась в гармоническом и всестороннем развитии духа и тела. Гармоничность и всесторонность развития является центральной темой в древнегреческом искусстве – статуи многочисленных греческих богов и героев позволяют усвоить каноны идеального тела, в драмах представляется цельность характеров, в которых наблюдается сочетание высокого интеллекта и нравственной чистоты, мужества, гуманности, силы воли.
Многовековая история Эллады привела к выдвижению различными социальными слоями, группами, сторонниками различных политических систем и партий своего идеала, но концепция воспитания на протяжении веков оставалась неизменной – она носила узкоклассовый характер и касалась только класса свободнорожденных.
Основой воспитания и обучения детей в Древней Греции являлось мусическое и гимнастическое образование. Мусические школы посещали дети 7-16 лет, гимнастические – дети 12-16 лет. Часто организовывалось посещение детьми обоих учебных заведений.
В мусических школах, дававших в основном основы литературного и музыкального образования, обучали грамоте, счёту, затем детей знакомили с классической греческой литературой, в частности, с трудами Гомера, Гесиода. Важное значение придавалось обучению игре на музыкальном инструменте, хоровому пению. В качестве музыкальных инструментов использовались лиры и кифары
Музыка считалась основным средством обучения, мысли о влиянии музыки на психическое, нравственное развитие, формирование моральных качеств личности встречаются в произведениях Платона, Аристотеля и др.
Гимнастические школы (палестры) оказывали помощь в физической подготовке – ученики бегали, прыгали, боролись, метали копьё, диск, фехтовали – данные умения были необходимы для будущих воинов.
После обучения в мусической и гимнастической школах, юноши поступали на обучение в гимнасии, где продолжалось умственное и физическое развитие.
На Руси в школах одним из учебных предметов было хоровое пение, которое преподавалось вместе с обучением чтению и письму и осуществлялось как в индивидуальной, так и в групповой формах. Обучение проходило с 7-летнего возраста в монастырях и княжеских дворах. Пению также обучали в братских школах, духовных училищах.
Обучение хоровому пению носило общеобразовательный и специальный аспекты. Опыт профессионального хорового пения реализовывался при обучении пению в школах.
Важное значение в детском пении имели народные песни. С младенчества детей окружало народное песенное творчество, которое сохранялось изустно. Кроме того, важным было обучение пению без музыкального сопровождения и обучение многоголосному пению, что является традиционным для русской хоровой культуры.
В данный исторический период существовало две системы образования – система элементарного образования, предназначенная для детей трудящихся и предусматривающая обучение в школе в течение 3-4 лет и возможность дальнейшего обучения в двухклассном училище или в высшем начальном училище. Другая система образования была предназначена для дворянских детей, детей буржуазии и духовенства. По данной системе обучение было разнополым – мальчики обучались в гимназиях, реальных и коммерческих училищах, средних технических училищах, кадетских корпусах и духовных семинариях, обучение девочек осуществлялось в женских гимназиях, институтах благородных девиц и епархиальных училищах и предусматривало пониженный объём получаемых знаний.
Музыка не являлась обязательным предметом ни в одном из представленных учебных заведений, обучение музыки осуществлялось «по мере возможности», при этом имелись в виду материальные «возможности», таким образом, введение музыкального воспитания практиковалось только в учебных заведениях, где проходили обучение дети состоятельных родителей.
Достаточно на высоком уровне было поставлено музыкальное воспитание в женских учебных заведениях. Обычно в течение восьми лет обучения девочек обучали пению и игре на фортепиано. Обучение пению осуществлялось в двух направлениях – учили светскому и духовному пению, оба направления осуществлялись параллельно. Девочек обучали петь и играть на музыкальном инструменте по нотам, к исполнению принимались как русские, так и зарубежные композиторы, в старших классах шло обучение пению в оперном хоре. Кроме того, девочки осваивали гимнастику (использовалась на занятиях музыка) и танцы (как современные и салонные, так и старинные).
В 1906 году в Москве была открыта Народная консерватория, этом оказали содействие такие деятели музыкальной культуры/, как С.И. Танеев, Е.Э. Линева, Б.Л. Яворский и др. Целью открытия консерватории было оказание содействия народному музыкальному воспитанию, внедрение музыкальной культуры в общее образование. На базе консерватории работали два отделения:
Организация хоровых классов при консерватории представляло собой практическую творческую базу для изучения музыкальных дисциплин; изучению подлежали:
Кроме теоретических знаний, развитию подлежали практические навыки, направленные на исполнительское мастерство, дирижёрско-хоровую технику, осуществлялась систематическая подготовка дирижёрско-хоровых кадров.
Применение единой манеры пения в хоровом классе, сольном пении и сольфеджио оказывали помощь в короткий срок освоить ряд вокально-хоровых навыков: дыхания, звукоизвлечения, звукообразования, звуковедения, дикции, умений использования резонаторов.