Исследования дошкольной педагогики, или дошкольного образования, обусловлено направлениями, имеющимися в науке:
Достижения известных педагогов позволяют развивать заданные ими направления (Я. А. Каменский – принцип природосообразности актуален до сих пор, Ф. Фребель положил начало разработкам сенсорных и интеллектуальных пособий, дидактического материала для развития чувства счастья у детей, Е. А. Флерина является основателем воспитания средой и созданием естественных условий для развития ребёнка, в том числе и с помощью отдельных занятий, уделяла особе внимание эстетическому воспитанию средствами художественного слова).
В последние годы появились новые вопросы для исследования в школьной педагогике: особенности успешного взаимодействия ДОУ и родителей в рамках воспитательно-образовательного процесса. Для реализации преемственности изучаются закономерности отношений ДОУ и других организаций, в частности, начальной школы.
Появились новые виды содержания деятельности ДОУ: хореография и ритмика, обучение английскому языку, компьютерное обучение, приобщение к национальной культуре, развитие самостоятельного экспериментирования средствами различных достижений наук – экологии, математики и т.д., ОБЖ, что обусловливает необходимость исследований их эффективности и контроля качества.
Актуальным направлением исследования является разработка инновационных технологий развития и воспитания дошкольников.
В условиях современного достижения развития медиатехнологий исследуются эффективные способы их применения в образовательном процессе.
Исследуются условия успешного развития и воспитания дошкольников разного возраста, в частности, организация пространственно-образовательной среды в рамках различных направлений (экологического, нравственного, физического воспитания и т.п.).
Ещё одной новацией в рамках ФГОС является изучение и внедрение в воспитательный процесс понятий: самовоспитание и самообразование, основы которых закладываются на ступени дошкольного образования и совершенствуются на других ступенях обучения.
Современное многообразие предлагаемых для ДОУ программ приносит не только пользу дошколятам, но и обращает внимание на перекосы в образовании детей, вследствие чего учёные выявляют недостаток физического развития и физической активности современного дошкольника, вследствие его загруженности в детском саду. Чрезмерное внимание к интеллектуальному развитию, как выявили исследователи, привело к частотности уровня заболеваемости детей, недоразвитию и слабости сердечно-сосудистой и лёгочной систем, в связи с недостатком двигательной активности.
При этом перегрузки в физическом воспитании также не приносят пользы. Данная проблема также требует дальнейших исследований. На данном этапе исследователи предлагают сочетание познавательной и двигательной активности, что порождает необходимость в коррекции или разработке новых программ, поиску новых форм организации деятельности для её эффективного использования в современных ДОУ.
Первым поколением новых образовательных стандартов была создана новая структура ДОУ, в связи с чем дошкольники не имеют равных возможностей для развития (однообразие госпрограммы, сады с инновациями, перегружающими детей в одном направлении и сады, перегружающие детей по всем направлениям), что порождает проблематику современных исследований и необходимость инноваций.
Вследствие проведённых исследований новые Федеральные госстандарты создали систему ДОУ, позволяющие в равных условиях получать необходимое образование и воспитание на этапе дошкольного обучения всем детям, хотя и здесь не обходится без проблем, изучением и решением которых занимаются современные педагоги, психологи и другие специалисты.
Появляются нестандартные и весьма интересные исследования в области дошкольной педагогики, связанные с прогрессивным развитием общества, экономической стабильностью и вместе с тем дефицитом времени, который имеют большинство современных родителей: исследование игрушек в современной домашней игровой комнате.
В результате данного исследования выявлено, что в современных детских комнатах огромное количество игрушек, отражающих реалии современного мира и новых игрушек, однако любимыми являются мягкие игрушки животных, транспортные игрушки, куклы, конструкторы, телефоны.
Причиной этого является возможное чувство вины родителей перед детьми за недостаток внимания к детям, компенсируемое покупкой игрушки, или попытка восполнить недостаток того, чего не хватало родителям в детстве (в связи с тем, что детство данного поколения родителей пришлось на 80-90-е годы).
Многие современные родители относят детский игровой компьютер к игрушками, однако он не является игрушкой в том смысле, каким обладает и всегда будет обладать игрушка в любое время и поколение, а именно реализацию потребности ребёнка с помощью предмета познавать мир, развивать социально-значимые навыки.
Таким образом, в современном дошкольном образовании чётко выделяются следующие направления исследований: традиционные, новые и нетрадиционные, что позволяет говорить о соответствии данной отрасли педагогики новым запросам общества и государства, или её развитии и совершенствовании в данном направлении.